Версия для слабовидящих · Основной дизайн
Муниципальное казенное учреждение культуры

Первую роль в кино актер сыграл еще во время учебы в театральном училище и после окончания был достаточно востребован в кинематографе. Он с блеском играл в фильмах различных жанров, от комедии до высокой трагедии, от классических ролей в пьесах Шекспира и Чехова до ролей в киносказках и приключенческих фильмах. В 1967 году актер сыграл главную роль в фильме Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша»», поставленного по сценарию Булата Окуджавы, и хотя чиновники от кино ограничили прокат этой картины, со временем она пробилась к зрителю.

Гораздо удачнее сложилась судьба другого военного фильма с участием Даля – «Хроника пикирующего бомбардировщика» Наума Бирмана, где артист исполнил одну из центральных ролей. Встреча с режиссером Надеждой Кошеверовой подарила Далю роли героев-двойников в ее фильмах «Старая, старая сказка» (Солдат и Кукольник) и «Тень» (Ученый и Тень). Новым этапом в творчестве актера стала совместная работа с Григорием Козинцевым, который пригласил Даля на роль Шута в экранизации «Короля Лира». В числе заметных ролей актера можно также назвать Лаевского из «Плохого хорошего человека», снятого Иосифом Хейфицем, Печорина из телепостановки Анатолия Эфроса «По страницам журнала Печорина», Евгения Крестовского из «Земли Санникова».

Творческим достижением Олега Даля стала роль разведчика Сергея Скорина в телевизионном сериале «Вариант «Омега»», сыгранная с потрясающим драматизмом и психологической достоверностью. В последних ролях в кино в игре актера намного заметнее склонность к глубокому раскрытию характера героя – к примеру, в фильме Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре», поставленному по пьесе А.Вампилова «Утиная охота», который вышел в прокат уже после смерти актера. Роль в этом фильме считается одной из лучших в творчестве Олега Даля. Одной из самых известных ролей Даля стала роль принца Флоризеля в многосерийном телефильме «Приключения принца Флоризеля», который режиссер Евгений Татарский снял в 1980 году по мотивам произведений Стивенсона. Умер Олег Даль 3 марта 1981 года во время творческой командировки в Киеве от сердечного приступа, был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Ему не было и сорока...

3 марта - день памяти выдающегося актёра Олега Ивановича Даля. Он умер от сердечного приступа 3 марта 1981 года в Киеве, где находился в творческой командировке.. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Олегу Ивановичу не было и сорока…
«…Лермонтова Олег любил всю жизнь, начиная еще со школьных лет. Уже поняв, что будет артистом, он долго мечтал сыграть Печорина. Также необыкновенно, с детских лет, любил он и поэму «Мцыри». В процессе работы над ролью Печорина в телеспектакле у Анатолия Эфроса Олег на свой старенький магнитофон записал ее. И всю роль Печорина — он так лучше запоминал текст: слыша себя <…>

Была еще одна интересная встреча у Даля с поэзией. В 1977 году Олег Иванович вместе с Александром Жеромским и Валентином Никулиным собирался работать над литературно-музыкальной композицией (и даже сделал ее набросок!) по стихам Шекспира, Лермонтова и Ахматовой. До сцены дело так и не дошло, но сам факт интересен, как минимум, тем, что программа лермонтовских стихотворений, отобранных для этого проекта, совершенно противоположна той, которую Даль подготовил и записал в 1980 году. А все стихи трех поэтов замыкались на ночь, звезды и человеческое одиночество.

Во всех работах Олега Лермонтов все время присутствовал и, как видно, все время Олега теребил в той или иной форме. У него ведь была мечта оставить «Маскарад»! Он очень серьезно писал сценарий для Зала им. Чайковского, именно используя его сцену и лестницы.

Потом, снявшись в «Страницах журнала Печорина», Олег познакомился с редактором телевидения по имени Бэлла Иосифовна Шварц. Олег был человек очень доверчивый и, поняв из разговоров, что она, заинтересовалась «Маскарадом» и ему «поможет», он сел и переделал свой сценарий на ТВ-фильм. Тоже очень интересно получилось. Именно этот вариант сохранился в архиве Олега. Потом он послал сценарий ей на ТВ, и не было ни ответа, ни привета. Так он никогда и не узнал, куда все это делось...

Когда Олег был погружен в лермонтовскую работу, приближалось 100-летие Блока.
И Володя Трофимов принес телесценарий. Олег прочитал, посмотрел. У них был длинный разговор. Олег отказался: «Это просто мне не под силу»…

Но главный аргумент был не этот. Если Лермонтов «абсолютно ложится на душу, и легко, и «контакт» есть». Блок слишком затрагивает какие-то струны. И если Лермонтов абсолютно совпадает душою, то Блок затягивает в какую-то «черноту», в которой Олег и сам, без него, сидит. Лермонтов вытягивает из этого состояния на какую-то ВЫСОТУ, а Блок «топит и сжирает совершенно», и у Олега при этом не хватает душевных сил…». Володя Трофимов очень расстроился, узнав об этом, <…> расстались они даже несколько конфликтно…

У меня было такое впечатление, что если бы речь шла о Лермонтове, Олег бы не отказался ни от чего, как бы трудно и невыполнимо это ни было. И позднее это подтвердилось тем, что он согласился на лермонтовскую передачу, потому что с Лермонтовым был готов делать все что угодно, только бы делать….»
----------------------------—
Елизавета Даль «СМЕРТЬ ПОЭТА»: К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ОЛЕГОМ ДАЛЕМ МОНОСПЕКТАКЛЯ ПО СТИХАМ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
http://olegdal.blogspot.ru/2014/05/oleg.dal.monospekt..

***
«Уже после смерти Олега, я был потрясен, услышав его лермонтовский спектакль в записи на домашнем магнитофоне. Это было страшное посещение квартиры Даля. Я пришел туда по свежим следам. Впечатление было невероятное…. В нём существовала какая-то тайна, которая притягивала меня к нему».
(Валентин Гафт)

***
Моноспектакль «Наедине с тобою, брат…» по стихам Лермонтова, чудом уцелевший, чудом восстановленный, пролежавший - таки два (!) года на радио и наконец явленный радиоаудитории 5 июля 1987 года… Всего десять стихотворений читает Олег Даль.

Десять стихотворений, знакомых нам Бог знает с какого возраста. Они обнимают, в сущности, главное и последнее, десятилетие убитого на Кавказе 27-летнего поручика Лермонтова. В них, словно под огромным давлением, спрессована душа великого поэта, неуловимая, исстрадавшаяся, мятежная.
Даль читает, умолкает, слушает музыку и снова говорит…

....и весь моноспектакль «Наедине с тобою, брат…», придуманный и сыгранный одним и тем же человеком, внутри одного и того же душевного пространства, — и не спектакль вовсе, а исповедь: поэта ли Лермонтова, актера ли Даля ?... «…Как его любимый поэт, он выходил на дорогу один; его сражение со злом происходило скрыто, в душевной глубине, и это одиночество художника у Олега Даля — почти вселенское».
(Татьяна Никитина)

Олег Даль: Дневники. Письма. Воспоминания

 


Прочитали: 36 раз и ответили 0 раз

Введите сообщение*:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера

Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


© 2013-2019 abinlib.ru
Design by wasp
Главная Статистика Обратная связь