Н. Гоголь и кино
Н. Гоголь и кино
Талант Николая Гоголя породил множество уникальных произведений. Это и комедии, и фантастические произведения, и повести о «маленьких людях», и даже повести, которые сейчас относят к жанру ужасов. Но экранизируют писателя не так уж часто, если сравнивать с другими классиками. Перенести на экран повести Гоголя не так просто. Однако на протяжении вот уже более ста лет произведения Гоголя остаются актуальными и востребованными в нашей и зарубежной кинематографии. Чичиков, Хлестаков, Манилов, Ноздрев – это не просто сатирические персонажи и национальные типажи. Они герои любого, не только нашего, времени.
Притягательна сила гоголевской прозы в органическом сосуществовании абсурда, мистики и обыденной реальности. Скажем, встал человек с утра, стал чай пить и обнаружил в буханке хлеба…чужой нос. В попытке приблизиться к этой так и просящейся на киноэкран визуально емкой и очень живой фактуре кинематографисты неоднократно шли на отчаянные эксперименты.
Н. Гоголь и кино
Талант Николая Гоголя породил множество уникальных произведений. Это и комедии, и фантастические произведения, и повести о «маленьких людях», и даже повести, которые сейчас относят к жанру ужасов. Но экранизируют писателя не так уж часто, если сравнивать с другими классиками. Перенести на экран повести Гоголя не так просто. Однако на протяжении вот уже более ста лет произведения Гоголя остаются актуальными и востребованными в нашей и зарубежной кинематографии. Чичиков, Хлестаков, Манилов, Ноздрев – это не просто сатирические персонажи и национальные типажи. Они герои любого, не только нашего, времени.
Притягательна сила гоголевской прозы в органическом сосуществовании абсурда, мистики и обыденной реальности. Скажем, встал человек с утра, стал чай пить и обнаружил в буханке хлеба…чужой нос. В попытке приблизиться к этой так и просящейся на киноэкран визуально емкой и очень живой фактуре кинематографисты неоднократно шли на отчаянные эксперименты.
В России первая экранизация классика была осуществлена в 1909 году. По повести «Вий» был снят режиссером В.Гончаровым немой короткометражный фильм. К сожалению, этот фильм не сохранился. Съемки фильмов по произведениям Гоголя нередко сопровождались мистическими событиями, жертвами которых становились сами актеры и создатели фильма. Примером тому стал снятый уже в 1967 году «Вий». После премьеры один за другим стали умирать его создатели: оператор, режиссер-постановщик, два актера, в том числе исполнитель роли Вия. Сгорела дотла за считанные часы церковь, в которой проходили съемки фильма. Для исполнительницы главной роли Наталии Варлей съемки фильма тоже имели свои последствия. После премьеры актриса надолго заболела. Ее долгое время преследовали несчастья, роковым образом связанные с «Вием», они прекратились после того, как актриса приняла крещение.
Мало кому известно, что гоголевский „Тарас Бульба“ был экранизирован в шести странах мира — Германии, Франции, Великобритании, Италии, США и Чехословакии.
Однако на родине не было снято ни одного фильма. Несмотря на огромный интерес наших режиссеров к этому произведению, его съемкам что-то мешало. В 1940 году повесть решил экранизировать Александр Довженко. И вот, когда был назначен первый день съемок – 22 июня 1941 года– началась Великая Отечественная война. На фронт ушла большая часть съемочной группы. Режиссер Сергей Бондарчук мечтал экранизировать «Тараса Бульбу» в конце 60-х годов. Он сам написал сценарий, был готов сыграть в фильме главную роль. Но министерству культуры сценарий не понравился и С. Бондарчуку посоветовали подыскать какое-нибудь другое произведение для воплощения на экране. И только в 2007 году за экранизацию «Тараса Бульбы» взялся режиссер Владимир Бортко, который максимально приблизил экранизацию к оригиналу. Съемки велись в России, в Польше и в Украине. В фильме снимались как российские знаменитости, так и украинские. Михаил Боярский снялся в фильме в роли «доброго казака Мосия Шило». А знаменитого запорожца сыграл актер Богдан Ступка. Его жену играет Ада Роговцева, а сына Андрия – Игорь Петренко. Фильм вышел на экраны в год 200-летия со дня рождения Николая Гоголя, в 2009 году.
Не раз экранизировались «Мертвые души» Гоголя. Это были фильмы 1909, 1960, 1984 годов, а также телесериал «Дело о Мертвых душах» 2005 года.
Наиболее яркой и удачной явилась экранизация «Мертвых душ» 1984 года режиссером Михаилом Швейцером. В пятисерийном художественном фильме сильный актерский тандем (А.Калягин, А. Трофимов, Ю. Богатырев и др.) стал главным плюсом данной экранизации.
Пьесу «Женитьба» экранизируют не часто, так как до сих пор она остается загадкой. Впервые свою версию произведения Гоголя предложили в 1937 году режиссеры Э. Гарин и Х. Локшина. Во время войны все копии фильма погибли. Следующая «Женитьба» вышла в прокат спустя 40 лет, в 1977 году. За ее постановку взялся классик ленинградского кино, кинорежиссер Виталий Мельников. Печальная комедия в психологизме и изяществе не уступает гоголевскому произведению. У Мельникова гоголевский сюжет воплотился в захватывающее зрелище. Это фильм, который можно пересматривать не один раз, вновь и вновь наслаждаясь великой игрой и сокрушаясь о том, что многих актеров уже нет. В блестящий актерский состав вошли: Евгений Леонов, Борислав Брондуков, Олег Борисов, Алексей Петренко, Светлана Крючкова, Валентина Талызина…
Когда Александр Роу сообщил в Госкино о намерении снять свой фильм по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», чиновники наотрез отказались запускать в производство картину с таким названием, усмотрев в нем религиозную пропаганду. Но Роу не намерен был отказываться от задуманного и просто переименовал свою будущую ленту в «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фильм Роу по праву считается одной из лучших экранизаций произведений Гоголя. Режиссер в этом фильме удачно сочетал игровые эпизоды с анимацией, комбинированные съемки со спецэффектами, которые порой были по-настоящему революционными для своего времени.
И в повести, и в процессе создания кинокартины больше всех досталось черту. В него перевоплотился Георгий Милляр, к тому времени уже прочно известный всему населению страны как «народная Баба-яга Советского Союза». По Гоголю, его и бьют, и используют в качестве гужевого транспорта, и окунают в прорубь.
Для съемки самого сложного в техническом плане эпизода – полета черта по небу – был приглашен акробат из цирка, который должен был сняться вместо Милляра. Но в результате несчастного случая дублер получил травму, и 58-летнему Георгию Францевичу пришлось исполнять высотные трюки самому. Актер, несмотря на боязнь высоты, так вошел во вкус, что выделывал головокружительные пируэты в воздухе даже при выключенной камере. Кроме того, Милляр сам сыграл в сцене, когда его персонаж оказывался в проруби, при том, что во время съемок стоял тридцатиградусный мороз.
Перефразируя Достоевского, можно сказать, что вся отечественная кинематография вышла если не из гоголевской «Шинели», то отчасти из повестей Гоголя.
Несомненно, вклад Н. В. Гоголя в кинематографию огромен и бесценен. Невероятно много фильмов было отснято по его произведениям и, наверняка, будут сняты ещё.