Герои Чехова на экране
Герои Чехова на экране
Бесспорно, Антон Павлович Чехов – фигура первой величины в мировой литературе. Мастер короткого рассказа, тонкий психолог, он создал около 900 различных произведений: коротких юмористических рассказов, серьезных повестей. А чеховские пьесы, с момента первых постановок, живут самостоятельной жизнью, вызывая споры, рождая творческие открытия, побуждая к экспериментам вот уже не одно поколение театралов и кинорежиссеров.
Чеховские мотивы лежат во многих кинематографических сюжетах. Он, наряду с Шекспиром, раскрыл некую формулу бытия, с которой можно найти рифмы почти в любой жизненной ситуации. Чехов всегда был интересен кино. По чеховским произведениям создано 245 экранизаций – 235 художественных фильмов и 10 анимационных. Восьмиминутная короткометражная немая кинокомедия «Роман с контрабасом» по мотивам юморески писателя – первая интерпретация произведений Антона Павловича на кинематографическом языке. Она была снята более ста лет назад – в 1911 году.
Музыкальная трагикомедия по одноименному водевилю «Медведь» была поставлена в 1938 году режиссером Исидором Анненским. А в 1939 году он же снял фильм «Человек в футляре». В обеих лентах сыграли замечательные актеры Михаил Жаров и Ольга Андровская, во втором блеснула талантом знаменитая Фаина Раневская.
Анненский вернулся к произведениям Чехова в 1944 году, сняв фильм «Свадьба» — это блестящая экранная версия одноименного водевиля. Картина приобрела статус культовой через много лет после выхода. Четвертой картиной этого режиссера, созданной по произведению Антона Павловича, стала «Анна на шее» (1954г.). К этому времени он был уже признанным мастером чеховских экранизаций. Кстати, и в этом фильме был задействован звездный состав – к примеру, роль князя исполнил певец Александр Вертинский. И она стала одной из лучших его работ в кино.
Первой экранизацией Чехова, заслужившей официальную награду, стала «Попрыгунья» - художественный фильм, поставленный Самсоном Самсоновым в 1955 году по одноименному рассказу писателя. Несмотря на то, что это был дебют режиссера, картина тут же была удостоена приза «Серебряный лев святого Марка» 1-й степени и Кубка Пазинетти – премии кинокритиков за лучший иностранный фильм на Венецианском кинофестивале.
Герои Чехова на экране
Бесспорно, Антон Павлович Чехов – фигура первой величины в мировой литературе. Мастер короткого рассказа, тонкий психолог, он создал около 900 различных произведений: коротких юмористических рассказов, серьезных повестей. А чеховские пьесы, с момента первых постановок, живут самостоятельной жизнью, вызывая споры, рождая творческие открытия, побуждая к экспериментам вот уже не одно поколение театралов и кинорежиссеров.
Чеховские мотивы лежат во многих кинематографических сюжетах. Он, наряду с Шекспиром, раскрыл некую формулу бытия, с которой можно найти рифмы почти в любой жизненной ситуации. Чехов всегда был интересен кино. По чеховским произведениям создано 245 экранизаций – 235 художественных фильмов и 10 анимационных. Восьмиминутная короткометражная немая кинокомедия «Роман с контрабасом» по мотивам юморески писателя – первая интерпретация произведений Антона Павловича на кинематографическом языке. Она была снята более ста лет назад – в 1911 году.
Музыкальная трагикомедия по одноименному водевилю «Медведь» была поставлена в 1938 году режиссером Исидором Анненским. А в 1939 году он же снял фильм «Человек в футляре». В обеих лентах сыграли замечательные актеры Михаил Жаров и Ольга Андровская, во втором блеснула талантом знаменитая Фаина Раневская.
Анненский вернулся к произведениям Чехова в 1944 году, сняв фильм «Свадьба» — это блестящая экранная версия одноименного водевиля. Картина приобрела статус культовой через много лет после выхода. Четвертой картиной этого режиссера, созданной по произведению Антона Павловича, стала «Анна на шее» (1954г.). К этому времени он был уже признанным мастером чеховских экранизаций. Кстати, и в этом фильме был задействован звездный состав – к примеру, роль князя исполнил певец Александр Вертинский. И она стала одной из лучших его работ в кино.
Первой экранизацией Чехова, заслужившей официальную награду, стала «Попрыгунья» - художественный фильм, поставленный Самсоном Самсоновым в 1955 году по одноименному рассказу писателя. Несмотря на то, что это был дебют режиссера, картина тут же была удостоена приза «Серебряный лев святого Марка» 1-й степени и Кубка Пазинетти – премии кинокритиков за лучший иностранный фильм на Венецианском кинофестивале.
Не обошли награды и короткометражную ленту Александра Абрамова «Ведьма» (1958 г.), снятую по одноименному рассказу Антона Павловича. Фильм длится всего 31 минуту, но состав актеров в нем поистине звездный: Эраст Гарин, Алла Ларионова, Николай Рыбников, Николай Кузьмин. В 1961 году на Международном кинофестивале в Сан-Франциско картина была награждена премией за лучший короткометражный фильм, получила Гран-при и особое упоминание за мужскую роль (Э. Гарин) на Международном телевизионном фестивале в Канне и еще специальный приз на Международном телефестивале в Монте-Карло.
Не менее прославленной оказалась экранизация «Дамы с собачкой» (1960 г.). Режиссером стал тогда еще молодой Иосиф Хейфиц. Выход одноименной ленты был приурочен к 100-летнему юбилею со дня рождения писателя. Главные роли в картине сыграли Алексей Баталов и Ия Саввина, для которой эта работа явилась дебютом в большом кино. Фильм прославился и за рубежом — в частности, картина участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля и претендовала на премию BAFTA. Почетный диплом получил и режиссер – на Международном кинофестивале лучших фильмов в Лондоне. Но это была не единственная попытка Иосифа Хейфица приблизиться к творчеству Чехова. В 1973-м он создал ленту "Плохой хороший человек". Фильм снят по мотивам повести "Дуэль". Состав у картины был звездный — Олег Даль, Владимир Высоцкий, Людмила Максакова... В 1974 году Владимир Высоцкий был отмечен призом «Харибда» за лучшее исполнение мужской роли на V Фестивале наций в Таормине (Италия). В том же году на X Международном кинофестивале в Чикаго Иосиф Хейфиц за высокие художественные достижения в экранизации произведений Антона Чехова был награжден призом «Серебряная пластина».
Творчество Чехова вызвало интерес и у молодого на тот момент режиссера Никиты Михалкова. В 1976-м Никита Сергеевич снял фильм "Неоконченная пьеса для механического пианино" на основе ранней чеховской пьесы "Платонов" (она также известна как "Безотцовщина" или "Пьеса без названия"). Главную роль в этом, без сомнения, великолепном фильме прекрасно сыграл Александр Калягин.
Одной из самых популярных пьес Чехова всегда оставалась пьеса "Дядя Ваня". Еще в 1970-м Андрей Кончаловский снял свою киноверсию "скучной истории" с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Картина «Дядя Ваня» уже считается классической.
Классик советского театра великий Георгий Товстоногов создал по "Дяде Ване" легендарный спектакль, который в 1986-м году переродился в телевизионный фильм. Эта же пьеса послужила основой для двух англоязычных картин 1990-х годов "Провинциальный роман" и "Август". Первая — австралийская. "Август" — фильм совместного производства британских и американских кинематографистов. Главную роль в нем сыграл Энтони Хопкинс.
В 2002-м за Чехова взялась Кира Муратова. Соединив рассказ "Тяжелые люди" и неоконченную пьесу "Татьяна Репина" она создала потрясающий фильм "Чеховские мотивы". Картина участвовала в конкурсе Международного Московского кинофестиваля. И хотя главный приз фестиваля достался другой ленте, критики приняли новую работу Муратовой очень тепло.
В последнее время все больше и больше интересует создателей кино проза Чехова. В 2009 году Карен Шахназаров и Александр Горновский решились на экранизацию "Палаты №6". Исполнитель роли Рагина удостоился за эту работу приза на Международном Московском кинофестивале, а также премии "Ника". Шахназаров же получил премию "Золотой орел" как лучший режиссер.
В 2010 году Довер Кошашвили снял свою версию чеховской "Дуэли". Картина «Дуэль» получилась яркая, но, вместе с тем, тяжелая — как и литературный первоисточник.
Кино вряд ли когда-нибудь потеряет интерес к безграничному таланту писателя, который занимался исследованием человеческий души с врачебной педантичностью. Сейчас, например, готовится к выходу французская телеверсия пьесы "Три сестры" — ее постановкой занималась Валерия Бруни-Тедески. И прекрасно: посмотрим, как Антон Павлович будет продолжать жить в мировом кинематографе.
Это интересно:
- Телефильм «Эти разные, разные, разные лица…» (1971 г.) был создан по нескольким рассказам А.П.Чехова, в том числе «Дочь Альбиона», «Сапоги», «Пересолил». И все роли в нем исполнил один актер – знаменитый Игорь Ильинский.
- Картина «Дядя Ваня (1970 г.) снята на разных пленках: цветной и черно-белой. Отечественная цветная кинопленка была не очень качественной, поэтому режиссер Андрей Кончаловский купил во Франции пленку «Кодак», но ее не хватило. Впоследствии переход цветного изображения в черно-белое некоторые критики расценили как художественный прием.
- В ленте «Поцелуй» ( 1983 г.) главных героев играют Олег Янковский и Александр Абдулов. Два замечательных актера вместе на съемочной площадке. Этот великолепный дуэт мы смогли дальше увидеть еще в 11 фильмах, среди которых «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхаузен», «Храни меня, мой талисман», «Анна Каренина» и другие.
Самым экранизируемым писателем в мире стал Уильям Шекспир. Второе - третье место поделили Чарльз Диккенс и Антон Чехов. Затем идут Александ Дюма-отец, Эдгар По, Роберт Луис Стивенсон, Артур Конан Дойл, Ханс Кристиан Андерсен, Братья Гримм и О* Генри.