На пути к истине
На пути к истине
( А.А. Тарковский 1932-1986г.г.)
Обычно в кинематографе звездами становятся артисты. И очень редко – режиссеры. Среди таких режиссерских звезд нашего кино, несомненно, является Андрей Тарковский. Он – настоящая легенда советского кинематографа. Несмотря на маленькое количество работ , Андрей Арсеньевич по праву стал одним из величайших деятелей советского кинопроизводства. Фильмы «Иваново детство», «Солярис», «Жертвоприношение» до сих пор являются классикой советского и европейского кино.
Дебютировал Тарковский как кинорежиссер, сняв короткометражный фильм по рассказу Э.Хемингуэя. Это произошло в 1956 году, когда он учился во ВГИКе. В 1960 году Андрей Тарковский окончил обучение в институте кинематографии. Дипломная работа начинающего режиссера – короткометражка «Каток и скрипка» - на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз. В дальнейшем все картины Тарковского становились заметными событиями культурной жизни страны.
После окончания института молодой режиссер задумывался о постановке фильма «Андрей Рублев» и подал запрос на разрешение в художественный совет СССР, однако там вчерашнего студента осадили и предложили предварительно набраться опыта, а потом уже воплощать такие сложные темы. Сценарий картины был отложен, а сам Тарковский принялся за другой фильм «Иваново детство» по мотивам военного рассказа В. Богомолова «Иван». В условиях нехватки денег и времени за неполный год вчерашний выпускник снял настолько потрясающую картину, что она завоевала около 20 наград по всему миру, в том числе и «Золотого льва Святого Марка» на знаменитом Венецианском кинофестивале. Ни один советский режиссер никогда не удостаивался такой награды.
На пути к истине
( А.А. Тарковский 1932-1986г.г.)
Обычно в кинематографе звездами становятся артисты. И очень редко – режиссеры. Среди таких режиссерских звезд нашего кино, несомненно, является Андрей Тарковский. Он – настоящая легенда советского кинематографа. Несмотря на маленькое количество работ , Андрей Арсеньевич по праву стал одним из величайших деятелей советского кинопроизводства. Фильмы «Иваново детство», «Солярис», «Жертвоприношение» до сих пор являются классикой советского и европейского кино.
Дебютировал Тарковский как кинорежиссер, сняв короткометражный фильм по рассказу Э.Хемингуэя. Это произошло в 1956 году, когда он учился во ВГИКе. В 1960 году Андрей Тарковский окончил обучение в институте кинематографии. Дипломная работа начинающего режиссера – короткометражка «Каток и скрипка» - на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз. В дальнейшем все картины Тарковского становились заметными событиями культурной жизни страны.
После окончания института молодой режиссер задумывался о постановке фильма «Андрей Рублев» и подал запрос на разрешение в художественный совет СССР, однако там вчерашнего студента осадили и предложили предварительно набраться опыта, а потом уже воплощать такие сложные темы. Сценарий картины был отложен, а сам Тарковский принялся за другой фильм «Иваново детство» по мотивам военного рассказа В. Богомолова «Иван». В условиях нехватки денег и времени за неполный год вчерашний выпускник снял настолько потрясающую картину, что она завоевала около 20 наград по всему миру, в том числе и «Золотого льва Святого Марка» на знаменитом Венецианском кинофестивале. Ни один советский режиссер никогда не удостаивался такой награды.
После громкого успеха молодой режиссер приступает к работе над кинокартиной «Андрей Рублев». Это фильм о великом иконописце. Работа над фильмом заняла много лет. «Биография Рублева – сплошная загадка, - писали в заявке создатели ленты. – Мы не хотим разгадывать тайну его судьбы. Мы хотим глазами поэта увидеть то прекрасное и трудное время, когда становилась и крепла Русь». Фильм закончен в 1966 году. Во время Каннского фестиваля он был показан вне конкурса, но жюри единогласно приняло решение оценить киноленту как лучший художественный фильм в номинации «Классика». Автору вручили Диплом I степени и главный приз «Пальмовую ветвь». И назвали гением!
В творчестве А. Тарковского особое место занимают ленты, поставленные им по книгам выдающихся современных фантастов – Станислава Лема и братьев Стругацких: «Солярис» и «Сталкер». Фильм «Сталкер» основан на повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине». Работая над сценарием, Б. Стругацкий назвал Тарковского «гением, с которым ему посчастливилось работать». Картина интригует своей загадочностью. Действие происходит в некой запретной Зоне, где, по слухам, существует комната, в которой исполняются самые заветные желания. К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор. А ведет их туда Сталкер – проводник по Зоне – то ли юродивый, то ли апостол новой веры… Путь по Зоне непредсказуем и опасен, как дебри бессознательного. Комната еще более пугающа, так как она может осуществить лишь самое искреннее и заветное желание. Картину снимали тяжело и долго. Придирчивость режиссера утомляла команду. Над одной только постановкой сцены, длящейся на экране несколько секунд, художники работали несколько дней. К примеру, А. Тарковский добивался, чтобы на лужайке, которая попадет в кадр, был только зеленый цвет. Вся трава неправильного оттенка скурпулезно удалялась по одной травинке…
В 1982 году Тарковский уехал в Италию для съемок фильма «Ностальгия». В этой картине режиссер хотел «передать состояние человека, переживающего глубокий разлад с миром и с собою, не способного найти равновесия между реальностью и желанной гармонией». Работа над «Ностальгией» была закончена в 1984 году, и режиссер принял решение не возвращаться в СССР. После этого он снял только один фильм – «Жертвоприношение». Последние несколько лет жизни Андрей Тарковский, у которого обнаружился рак легких, провел на Западе. Умер он 29 декабря 1986 года в клинике неподалеку от Парижа. Сотни людей пришли во двор Свято-Александро-Невского собора, где отпевали Андрея. На церковных ступенях Мстислав Растропович на виолончели играл возвышенно-строгую «Сарабанду» И.С. Баха. На памятнике режиссеру было начертано: «Человеку, который увидел Ангела». Примечательно, 1 сентября 2009 года у входа во ВГИК был открыт памятник трем его самым известным выпускникам, среди которых Андрей Тарковский. В строгом костюме он стоит, будто размышляя о чем-то…
В век развлекательно-эстрадного кино А. Тарковский осмелился создать религиозный кинематограф. Его фильмы несравнимы с картинами других режиссеров, их нельзя оценивать категориями «хороший или плохой», они просто другие…