Сценарий литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству Николая Васильевича Гоголя «Добро пожаловать в Диканьку»
Оформление : портрет Н.В. Гоголя, выставка произведений писателя и о писателе, музыкальное оформление, реквизит на сцене для театрализации
Ведущий : В декабре 1828 года из села Васильевки выехала просторная кибитка и покатилась в сторону Петербурга. В ней сидели два молодых человека. Юноши горели желанием увидеть столицу Русского государства. По мере приближения к Петербургу их нетерпение возрастало. Особенно волновался один из них – белокурый юноша с проницательными глазами. Этого молодого человека звали Николай Васильевич Гоголь. Ему было 19 лет.
Сын небогатого украинского помещика, выросший в глуши, он только что кончил в Нежине гимназию и ехал в Петербург, полный восторженных и гордых надежд. Он мечтал быть полезным родной стране и служить человечеству.
Сценарий литературной гостиной,
посвященной жизни и творчеству
Николая Васильевича Гоголя
«Добро пожаловать в Диканьку»
Оформление : портрет Н.В. Гоголя, выставка произведений писателя и о писателе, музыкальное оформление, реквизит на сцене для театрализации
Ведущий : В декабре 1828 года из села Васильевки выехала просторная кибитка и покатилась в сторону Петербурга. В ней сидели два молодых человека. Юноши горели желанием увидеть столицу Русского государства. По мере приближения к Петербургу их нетерпение возрастало. Особенно волновался один из них – белокурый юноша с проницательными глазами. Этого молодого человека звали Николай Васильевич Гоголь. Ему было 19 лет.
Сын небогатого украинского помещика, выросший в глуши, он только что кончил в Нежине гимназию и ехал в Петербург, полный восторженных и гордых надежд. Он мечтал быть полезным родной стране и служить человечеству.
Гоголь часто называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Он действительно много путешествовал, но все-таки есть несколько мест на земле, которые были для него не только временным отдыхом.
Гоголя нельзя представить без Васильёвки, Сорочинец, без Петербурга, где он стал писателем, Рима, Москвы. В Сорочинцах он родился, в Москве умер и похоронен, в Риме прожил с перерывами 10 лет. Гоголь как-то сказал, что ландшафт, который видит ребенок, едва научившийся различать предметы, влияет на его взгляд, на мир. Это правда. Очень многое в творчестве человека закладывается от его мировосприятия, друзей, родителей, учёбы.
Мир Гоголя – это не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его.
Итак, мы начинаем наше путешествие по дороге жизни Н.В.Гоголя.
Земля, на которой явился свету Н.В.Гоголь, имела славное прошлое. Тут казачьи полки рубились с поляками, на землю эту заглядывались и литовцы.
Отсюда, из Сорочинец начал он свой путь по жизни. Здесь – в окружении детей помещиков, поручиков, крестьян, казаков – был записан в метрическую книгу Спасо-Преображенской церкви и получил духовное напутствие. Про Гоголя сказано: «У помещика Василия Яновского родился сын Николай и крещен…» Не сказано весьма важного: «Местечка Сорочинец». Может и вправду он родился в дороге?
Ведущий 2. Отец, Василий Афанасьевич, когда ему было 13 лет, увидел вещий сон, как ему казалось. Ему приснилась будущая жена. Приснилась ему дочка помещика, который жил по соседству. Этой девочке был тогда один годик. И до её 13 лет Василий Афанасьевич оберегал, играл с ней. А когда девочке исполнилось 14 лет, они поженились.
Ведущий 1. Среди предков были люди духовного звания: прадед его был священником, дед закончил духовную академию, а отец – семинарию. Николай Васильевич от родителей унаследовал два качества. Отец его заведовал тогда театром, писал пьесы, ставил постановки. Мать отличалась глубокой набожностью. В семье Гоголь получил первые начатки веры.
Ведущий 2. Милосердие, привитое Гоголю в семье, навсегда осталось в его душе. Ещё в школьные годы он никогда не мог пройти мимо нищего, чтобы не подать ему, и если нечего было дать, то всегда говорил: «Извините».
Ведущий 1. Однажды ему даже случилось остаться в долгу у одной нищенки. На её слова: «Подайте Христа ради» – он ответил: «Сочтите за мной». И в следующий раз, когда та обратилась к нему с той же просьбой, он подал ей вдвойне, сказав: «Тут и долг мой».
Ведущий 2. Смерть отца в 1825 году стала одним из самых сильных потрясений в жизни юного Гоголя – ему только что исполнилось 16 лет. Но источник утешения и утоления своей горести нашёл он в священной вере. С тех пор уже никогда не оставляет его мысль о неизбежности смерти.
В 1845 году Гоголь, чувствуя приближение смерти, пишет духовное завещание. Позже он делает этот текст начальной главой книги "Выбранные места из переписки с друзьями". "Завещание" является одной из самых странных глав книги. Пояснял его так: «…оно нужно затем, чтобы напомнить многим о смерти, о которой редко кто помышляет из живущих». "Тела моего не погребать; памятника не ставить; вообще никому не оплакивать меня; сочинения не печатать" - по сути, Гоголь требует к себе полного забвения в плане личностном, писательском и даже христианском.
Здесь он, конечно, лукавит, зная, что заранее требует невозможного.
Но в Священном Писании сказано, что «…тот, кто помнит ежеминутно конец свой, никогда не согрешит».
Ведущий 1. Но вернемся на Его родину. Детство его прошло в живописных местах, овеянных казацким прошлым, древней историей, народными легендами. С детства Николай видел вокруг колоритных людей из народа: казаков, чумаков, торговцев на рынке, хитрых цыган-«лошадников», зажиточных и бедных крестьян, острых на язык девушек и веселых задорных парней. А еще он с детства слушал народные предания, в том числе и страшные. Например, о ведьмах, о русалках-водяницах, о цветке папоротника, который цветет только одну ночь - на Ивана Купала. Позже в сборнике рассказов "Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголь воспроизвел все это.
Приглашаю на сцену читательский театр «Книга на сцене»
Гоголь создал образ степной Украины - щедрой земли жизнерадостных людей. Эта земля овеяна сказочными легендами, иногда смешными, как в «Сорочинской ярмарке» или в «Ночи перед Рождеством», иногда таинственными или жуткими, как в «Вечере накануне Ивана Купала». Свои произведения о жизни простых украинцев Гоголь снабдил острым украинским словцом. Без этого был бы утрачен неповторимый колорит. Яркий юмор Гоголя также народный, острый и точный.
Гоголь жил в Полтаве и учился в Нежинской гимназии высших наук. Эти города сохраняли историю украинского казачества, которую в художественной форме Гоголь затем отразил в романе «Тарас Бульба». Очень тщательно в этой книге описал Гоголь казацкий быт и обычаи дома и на войне. А в миргородском цикле повестей Гоголь подробно изобразил быт и типичное поведение уже другого слоя украинского населения - сонных помещиков-обывателей, чиновников-«буквоедов», студентов-гуляк. Примерами могут служить такие произведения, как «Старосветские помещики», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
На творчество Николая Гоголя большое влияние оказала Украина, ее фольклор, колорит, типажи людей . Но и сам Гоголь впервые вызвал интерес к украинской культуре по всей Российской империи, а потом и в других странах, ведь его произведения переводились на иностранные языки. Он оказал большое влияние на развитие украинской литературы. На основе произведений Гоголя было создано несколько классических опер, например, «Ночь перед Рождеством» композитора Н. Римского-Корсакова.
Приглашаю на сцену актеров читательского театра «Книга на сцене»
Ведущий 1. 1835 год. Вышли в свет «Арабески» и «Миргород», который явился продолжением «Вечеров…»
Ведущий 2. Через год на сцене был поставлен «Ревизор», который принёс Гоголю славу драматического писателя.
Ведущий 1. В 1842 году вышли в свет поэма «Мёртвые души», в которых он показал духовную историю Руси и собрание сочинений в 4 томах. Здесь впервые были напечатаны: «Тарас Бульба», «Шинель» - последние из написанных Гоголем повестей. «Мертвые души» - это главное творение Гоголя, в котором он показал путь к возрождению души падшего человека. В повести он как бы наметил программу своей жизни. Вторая половина жизни и творчества Гоголя ознаменована направленностью к искоренению недостатков в себе самом. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. «Говорить и писать о высших чувствах человека нельзя по воображенью… нужно самому сделаться лучшим». Работа над «Мертвыми душами» стала для Гоголя его «душевным делом».
Ведущий 2. Вот такое послание оставил Н.В.Гоголь будущему поколению: «Пусть в мире будут живые, а не мёртвые души». Весною 1850 года Николай Гоголь предпринял первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь – сделал предложение графине Анне Михайловне Виельгорской, с которой долгое время состоял в переписке, но получил отказ из-за неравенства социального положения, да и состояние здоровья Гоголя вызывало у родственников графини сомнения по поводу его способности жениться.
Ведущий 1. В этой связи можно вспомнить слова, сказанные о Гоголе его старшим другом Жуковским: «Настоящим его призванием было монашество. Я уверен, что если бы он не начал свои «Мертвые души», которых окончание лежало на его совести и все ему не давалось, то он давно бы стал монахом и был бы успокоен совершенно, вступив в ту атмосферу, в которой душа его дышала бы легко и свободно».
Ведущий 2. В 1852 году начались встречи Гоголя с протоиереем Матвеем Константиновским.
Гоголя стало терзать предчувствие смерти, 7 февраля Николай Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 февраля, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег беловую рукопись второго тома поэмы «Мертвые души».
Ведущий 1. В 1855 году он задумал напечатать в пяти томах свои сочинения, но печатание было прервано смертью автора. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
На могиле Гоголя написаны слова из пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеются».
По воспоминаниям близких ему людей, Гоголь каждый день читал главу из Библии и всегда держал при себе Евангелие, даже в дороге.
Ведущий 2: До сих пор идут споры Украине или России принадлежит этот писатель. Сам же Гоголь по этому поводу говорил: «Скажу вам одно слово насчёт того, какая у меня душа: хохлатская или русская? Сам не знаю, какая у меня душа, знаю только, что никак бы не дал преимущество ни малороссиянину, ни русскому. Они должны пополнить друг друга». Гоголь хотел объять обе души. «Обе половины русского народа: северную и южную».
Ведущий 1: Гоголь трактует как в Древней Руси: русский значит православный. Русская земля – православная земля. И никто, кроме самого Гоголя (в образе его героев), не сказал бы лучше о России и русской душе.
Ведущий 2. Перед смертью он просил всех в России молиться о нём. «Я же,- говорил он, - у Гроба Господнего буду молиться о всех моих соотечественниках не исключая из них ни единого…».