Прогулка по Государственному Эрмитажу…
350 залов – весь маршрут займет ни много, ни мало 20 километров. Более 3 млн. произведений искусства, начиная с каменного века и до нашего столетия. Конечно же, речь идет о Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, который уже несколько лет подряд признан лучшим музеем Европы и России.
«Эрмитаж» - слово французское, оно означает «пустынька», «уединенный уголок», «приют отшельника». Такие «эрмитажи» (по образу Версаля) имелись во всех садах, дворцах и парках XVIII века. Предназначались они для отдыха и уединения титулованных особ.
Прогулка по Государственному Эрмитажу…
(к 165-летию открытия для публики)
О, Эрмитаж, красив и вечен! В нем всех времен творенья есть. Когда по этажам пройдешь, Ты все эпохи проживешь!
Вот фараон стоит велико, И Зевс на троне восседает, И добрый дух из Вавилона На барельефе там витает.
А вот картина Леонардо, На ней Мадонна там видна. Как восхитительна она! А в зале светлом и прекрасном Стоят часы; На них павлин. Он – Эрмитажа господин.
А вот загадочный восток: Китайский Будда и Тибетский Лама, Японский самурай стоит И взором грозным он глядит. Индийский многорукий Шива Танцует огненно, красиво. Федор Мамай |
350 залов – весь маршрут займет ни много, ни мало 20 километров. Более 3 млн. произведений искусства, начиная с каменного века и до нашего столетия. Конечно же, речь идет о Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, который уже несколько лет подряд признан лучшим музеем Европы и России.
«Эрмитаж» — слово французское, оно означает «пустынька», «уединенный уголок», «приют отшельника». Такие «эрмитажи» (по образу Версаля) имелись во всех садах, дворцах и парках XVIII века. Предназначались они для отдыха и уединения титулованных особ.
В России история Эрмитажа началась совершенно случайно – в 1674 году, когда Екатерина II, в счет долга русской казне приобретает коллекцию из 225 картин, собранную персонально для пылкого коллекционера – прусского короля Фридриха II. Последнему тем самым был нанесен неслыханный по дерзости удар по самолюбию. Не оправившись от поражения в Семилетней войне, прусский монарх оказался «неплатежеспособным» и вся коллекция досталась России. Этот год вошел в историю Эрмитажа, как год его основания, а день рождения музей празднует 7 декабря – в День святой Екатерины.
Для публики Эрмитаж стал доступен только в 1852 году, когда Николай I преобразовал его в «публичный музеум», возведя для него специальное здание. В настоящее время музей размещается в 10 зданиях, 7 из которых являются памятниками архитектуры XVIII-XIX веков. Эрмитаж – это своеобразный памятник русской государственности, где прошла вся история Российской империи.
Коллекции музея всегда привлекали, и продолжают привлекать тысячи людей, разных возрастов и профессий, разных стран и народов, разных поколений и разного мировоззрения. И каждый может там найти то, что необходимо именно его душе.
Коллекции Эрмитажа демонстрируются в прилегающих зданиях, выстроенных вдоль побережья Невы, они в совокупности образуют огромный музейный комплекс: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и, наконец, Новый Эрмитаж. Государственный Эрмитаж – музей и частный театр, построенный царями, это красиво оформленный амфитеатр, в котором по-прежнему проводятся регулярные лекции, концерты, оперные и балетные спектакли.
В залах, посвященных искусству древних цивилизаций можно найти прекрасную коллекцию скифских и древнегреческих золотых изделий, замечательные собрания греческих амфор, римских мраморных скульптур, крупнейшую в мире коллекцию античных гемм, уникальные египетские папирусы и множество других прекрасных предметов искусства.
Отдел истории русской культуры демонстрирует древнерусские иконы, живопись и скульптуру XVIII столетия, богатую коллекцию прикладного искусства, включающую в себя изделия из стекла, металла, фарфора, камня. Часть экспонатов отдела расположено в одном из филиалов музея – дворце Меньшикова.
Отдел западноевропейского искусства – гордость Эрмитажа. Здесь можно найти около 7000 живописных полотен крупнейших мастеров, в том числе работы итальянцев, голландцев, французов, испанцев.
Государственный Эрмитаж демонстрирует великолепную коллекцию декоративно-прикладного искусства, включающую в себя прекрасные образцы мебели Д.Рентгена и Ш.Буля, керамику Д.Веджвуда, знаменитый фарфор Севрской мануфактуры, венецианское стекло, итальянскую майолику и многие другие экспонаты.
Уникален и «Рыцарский зал», в котором выставлены рыцарские доспехи и образцы оружия XV – XVIII веков.
В год 205-летия победы России в Великой Отечественной войны 1812 года, хочется отметить особую роль в Эрмитаже Военной галереи, созданной по проекту К.И. Росси в 1826 году. Военная галерея Эрмитажа является своеобразным памятником героическому прошлому русского народа. На стенах галереи в пять рядов помещены 332 поясных портрета генералов — героев Отечественной войны 1812 г. Портреты были написаны английским художником Дж. Доу при участии русских живописцев А.В. Полякова и В.А. Голике.
На парадных портретах изображены фельдмаршалы М.И. Кутузов и М.Б. Барклай де Толли, великий князь Константин Павлович и английский герцог Артур Веллингтон, получивший чин генерал-фельдмаршала русских войск после победы над Наполеоном при Ватерлоо в 1815 г. В торце галереи расположены конные портреты Александра I (Ф. Крюгер) и его союзников — короля Пруссии Фридриха Вильгельма III (Ф. Крюгер) и императора Австрии Франца I (П. Крафт). Военная галерея и по сей день остается одним из самых популярных залов Эрмитажа.
Как было сказано в самом начале, в Эрмитаже 350 залов. Каждый из них по-своему уникален, и ни одна статья и книга не передаст и части, того, что можно увидеть воочию. Дорога к главному музею страны открыта для каждого вне возрастов и национальностей. Эрмитаж ждет Вас!
Советуем прочитать:
Все о музеях мира / вып. редактор И.Г. Мосин. – СПб: Кристалл, 2008. – 176 с., ил.
Государственный Эрмитаж. Памятники Русской художественной культуры /авт.-сост. З.А. Бернякович, А.С. Косцова, И.Т. Котельникова и др . - М.: Сов. художник, 1977. - 74 с., ил.
Государственный Эрмитаж. Живопись / ред. Ю. Бойтман. – М.; Л.: Изобразительное искусство, 1962. – 50 с., ил.
Государственный Эрмитаж. — Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org. – Загл. с экрана.