23 февраля - 175 лет со дня рождения Всеволода Владимировича Крестовского (1840-1895)
23 февраля
175 лет со дня рождения Всеволода Владимировича Крестовского (1840-1895)
Телесериал «Петербургские тайны» пользовался в России не меньшей
популярностью, чем «Санта-Барбара». Но снят он был по мотивам отечественного романа, в свое время тоже необычайно популярного, – «Петербургские трущобы» Всеволода Крестовского.
Крестовский родился 11 февраля 1840 года в Киевской губернии. Еще в гимназии писал стихи и рассказы, переводил римских поэтов. В 1857 году поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. К этому времени относятся его писательские опыты в жанрах психологического рассказа и очерка нравов. Крестовский знакомится с критиком Дмитрием Писаревым, повлиявшим на его мировоззрение, становится завсегдатаем литературных салонов. Его стихи и повести печатаются во многих периодических изданиях...
23 февраля
175 лет со дня рождения Всеволода Владимировича Крестовского (1840-1895)
Телесериал «Петербургские тайны» пользовался в России не меньшей
популярностью, чем «Санта-Барбара». Но снят он был по мотивам отечественного романа, в свое время тоже необычайно популярного, – «Петербургские трущобы» Всеволода Крестовского.
Крестовский родился 11 февраля 1840 года в Киевской губернии. Еще в гимназии писал стихи и рассказы, переводил римских поэтов. В 1857 году поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. К этому времени относятся его писательские опыты в жанрах психологического рассказа и очерка нравов. Крестовский знакомится с критиком Дмитрием Писаревым, повлиявшим на его мировоззрение, становится завсегдатаем литературных салонов. Его стихи и повести печатаются во многих периодических изданиях.
К 1859 году семья Крестовских разорилась. Всеволод был вынужден уйти из университета, зарабатывая на жизнь литературной поденщиной и уроками. Учеником Крестовского стал 19-летний помощник полицейского надзирателя Иван Путилин, будущий легендарный сыщик. В благодарность за учение Путилин начал знакомить Крестовского с криминальным миром Санкт-Петербурга, брать с собой в полицейские облавы и операции по поимке преступников, на допросы, привлекать к работе столичных судебно-полицейских архивов.
В 1860 году Крестовский с молодой женой поселился в пустующей даче на Петровском острове, которая стала излюбленным местом сборищ талантливой питерской молодежи. Частыми гостями были художники Маковские, скульптор Микешин, писатель Лесков. Крестовский водил приятелей в питерские притоны, наряжая себя и спутников в нищенские лохмотья. Несколько раз ему и его гостям приходилось участвовать в драках с «блатными». В это время Крестовский собирает материал для первого в России словаря уголовного жаргона.
В 1863 году в составе официальной комиссии Крестовский исследовал подземелья Варшавы, использовавшиеся участниками польского восстания. Там же он начал работу над первым и самым знаменитым своим романом «Петербургские трущобы», опубликованным в журнале «Отечественные записки» в 1864-1866 годах. Николай Семенович Лесков считал произведение «самым социалистическим романом на русском языке». Выход этой книги моментально сделал Крестовского одним из самых известных и модных писателей России. Он написал еще несколько романов, но остался в литературе как автор «Петербургских трущоб». В 1868 году Крестовский неожиданно для многих добровольно поступил на службу в 14-й уланский Ямбургский полк. Связав свою жизнь с армией, он переехал в Польшу, где редактировал газету «Варшавский вестник». Дослужился до чина генерал-майора. Скончался в Варшаве 18 января 1895 года.
«Обвинить легко, очень легко – гораздо легче, чем вдуматься и вникнуть в причину вины, разыскать предшествовавшие «подготовительные и предрасполагающие» обстоятельства.»
«Истинная бедность и нищета прежде всего совестлива, застенчива и робка; она держится одиноко, отдельно, и если решается обратиться с просьбой к прохожим, то просьба эта звучит прямым физиологическим голодом и действительной нуждой.»
«Если мы чувствуем себя перед кем-либо виноватыми и, вместо того чтобы сразу, скорее покончить дело, медлим личным свиданием, личным объяснением, то чем более будет проходить время, тем тяжелее начнет представляться минута этого свидания, которую мы, наконец, внутренно перед самим собой начнем отдалять под всевозможными предлогами.»
(Всеволод Крестовский, «Петербургские трущобы»)