Борис Леонидович Пастернак
Борис Леонидович Пастернак
Борис Леонидович Пастернак – русский поэт, писатель и переводчик. Годы жизни: 29 января (10 февраля) 1890 - 30 мая 1960. В 1958 году Борис Пастернак стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Его самым известным произведением стал роман «Доктор Живаго», переведённый на многие языки мира. Он же сам перевёл произведение Гёте «Фауст» на русский язык. Этот выдающийся русский человек постоянно и незаслуженно подвергался гонениям со стороны советских властей.
Цитаты, фразы, афоризмы и высказывания:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Борис Леонидович Пастернак
Борис Леонидович Пастернак – русский поэт, писатель и переводчик. Годы жизни: 29 января (10 февраля) 1890 - 30 мая 1960. В 1958 году Борис Пастернак стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Его самым известным произведением стал роман «Доктор Живаго», переведённый на многие языки мира. Он же сам перевёл произведение Гёте «Фауст» на русский язык. Этот выдающийся русский человек постоянно и незаслуженно подвергался гонениям со стороны советских властей.
Цитаты, фразы, афоризмы и высказывания:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Любить иных - тяжелый крест...
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Будущее - это худшая из всех абстракций. Будущее никогда не приходит таким, каким его ждешь. Не вернее ли сказать, что оно вообще никогда не приходит? Если ждешь А, а приходит Б, то можно ли сказать, что пришло то, чего ждал? Все, что реально существует, существует в рамках настоящего.
Жизнь и бессмертие - одно.
Будь благодарен высшим силам
За приворотное вино,
Бегущее огнем по жилам.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Борис Пастернак родился в Москве в печально знаменательный день 29 января (10 февраля) 1890 года, т.е. ровно 53 года спустя после гибели А.С. Пушкина. Отец его Л.О. Пастернак (художник-импрессионист, создатель классических иллюстраций к роману Л.Н. Толстого «Воскресение») и мать Р.И. Кауфман (талантливая пианистка, ценимая композитором А.Н. Скрябиным) принадлежа¬ли к узкому кругу утонченнейших людей, часто смотревших на мир только сквозь призму культуры. Поэт признается в 1927 году: «Ис¬кусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и ис¬ключительному привык относиться как к природе, как к живой норме» (письмо к М.А. Фроману 17 июня 1927 года).
В детстве, видя огромное количество этюдов, эскизов отца, зна¬ков непрерывно длящегося творческого процесса, будущий поэт придет к мысли, что творчество — тоже природа в ее мучительном развитии, движении. Преимущество творчества в том, что оно спо¬собно опережать остальные природные явления, подтягивать их, связывать воедино быт и бытие, небесное и земное. Творчество - это «существованья ткань сквозная», мучительное блаженство собирания мира.
В 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью, Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета. Через год он перешел на философское отделение историко-фило¬логического факультета. Здесь читали лекции выдающиеся фило¬софы С.Н. и Е.Н. Трубецкие, профессор И.В. Цветаев (отец М.И. Цветаевой). За год до окончания университета, в 1912 году, поэт, в порядке усовершенствования, слушал курс лекций в Мар¬бурге в Германии у философа Германа Когена. О Марбурге — но не об отчизне отвлеченной философской мысли — поэт позднее напи¬шет стихотворение «Марбург» (1915), где прозвучит строфа-при¬знание, названная Вл. Маяковским гениальной:
В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.
Адресат «Марбурга», автобиографичного стихотворения-послания, лучшего во второй книге стихов поэта «Поверх барьеров» (1917) - юная Ида Высоцкая, московская гимназистка, ученица Пастернака-репетитора.
Первая его книга «Близнец в тучах» вышла еще в 1913 году.
На пути к поэзии Борис Пастернак преодолел два сильнейших искушения: 1) композитор А.Н. Скрябин рекомендовал ему всерь¬ез заняться музыкой; 2) философ Г. Коген в Марбурге, отмечая фи¬лософское дарование юноши, советовал избрать путь профессио-нального ученого-философа.
Оба предложения Пастернак отверг ради стихотворства. Эти отказы не были решениями неудачника. В дальнейшем поэт будет всячески подчеркивать роль неожиданных поворотов в своей судь¬бе. В творчестве, скажет он, следует избегать ориентации на чу-жой, «готовый» успех, на чье-то завершенное совершенство:
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги.
Настоящим своим поэтическим успехом Пастернак считал кни¬гу «Сестра моя — жизнь», созданную летом 1917, но вышед¬шую в 1922 году. Ее своеобразно дополнила в 1923 году книга «Те¬мы и варьяции», в которую вошли стихи 1916 — 1922 годов.
В этих книгах Борис Пастернак, вступавший в мир в союзе с футуризмом (он входил в группу «Центрифуга»), но преклонявшийся и перед Блоком, определился как поэт лирический, но «тоскующий по эпосу… по прозе… по обыденности» (Д.Лихачев)
После Октября 1917 года Пастернак оказался в литературной группе ЛЕФ, левом фронте искусства: его влекла поэтическая дерзость, личность Маяковского. Но в сущности, он всегда был независим от групп, школ и течений.
В 20 — 30-е годы наряду с новыми книгами стихов и поэтиче¬ских циклов - «Второе рождение» (1932), «На ранних поездах» (1943), «Земной простор» (1945) - поэт создает целую серию про¬заических произведений преимущественно автобиографического характера: «Письма из Тулы», «Детство Люверс» (1922), «Воздуш¬ные пути» (1924) и историко-революционные поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт» (обе в 1927), роман в стихах «Спекторский» (1925 — 1931). В 20-е годы поэт ведет активную пе-реписку с М.И. Цветаевой. В 1935 году, будучи в Париже, встретив Цветаеву, отговаривает ее от возвращения на Родину.
Поэт в военные годы был в эвакуации в Чистополе, недалеко от Елабуги, где покончила с собой М.И. Цветаева, но в 1943 году выезжал и на Брянский фронт. После Великой Отечественной войны Пастернак начал создавать главную свою книгу — роман «Доктор Живаго» (предварительное название «Мальчики и де¬вочки»). «Хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие… Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие», — писал он в 1946 году двоюродной сестре
О.М. Фрейденберг.
В романе о судьбах интеллигенции в годы революции Пастер¬нак как бы вернулся, но в ином качестве, с новым историческим ба¬гажом к романтическому представлению о жизни человека как жизни гения, творца: главный герой доктор Живаго еще и поэт, «не-что среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским» (при¬знание самого Пастернака).
Роман «Доктор Живаго» был удостоен в 1958 году Нобелев¬ской премии, но в атмосфере незаслуженных обвинений в антипатриотизме, после исключения из Союза писателей, угроз лишения советского гражданства, поэт не смог поехать в Стокгольм, чтобы получить премию. Он перенес инфаркт (после требований о вы¬сылке его из России). Поэт скончался в 1960году и был похоронен в Переделкино под Москвой.