К 200 – летию Михаила Юрьевича Лермонтова
К 200 – летию Михаила Юрьевича Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость русской литературы, русский поэт, прозаик, драматург.
Лермонтов выступил в русской литературе как наследник и продолжатель А.С. Пушкина, в эпоху, когда дворянская революционность (после разгрома декабристского движения в 1825 году) искала новые пути развития. Уже юношеская поэзия Л. была проникнута страстной мечтой о свободе, содержала призывы к действию (стихотворения «Жалобы турка», «Монолог»). Ослабление общественного движения окрасило его творчество в пессимистические тона, но тогда же начал складываться и острокритический взгляд поэта на современность; уже в ранних стихах нашла выражение его тоска по идеалу. Развивая многие художественные принципы Пушкина, Лермонтов выразил новый этап в развитии русского общественного сознания, и это определило глубокое своеобразие его поэзии, тонко отмеченное В.Г. Белинским: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества» (Полное собрание сочинений, том 4, 1954, стр. 503).
В творчестве Лермонтова тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Он внёс в русскую поэзию «железный стих», отмеченный небывалой прежде энергией выражения мысли. Отвечая насущным потребностям духовной жизни русского общества и освободительного движения, поэзия и проза Лермонтова подготавливали новый расцвет отечественной литературы. Влияние Лермонтова прослеживается в творчестве Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, В.В. Маяковского). Его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Наследие Лермонтова нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного («Демон» А.Г. Рубинштейна), симфонического («Утёс» С.В. Рахманинова, «Три пальмы» А.А. Спендиарова) и романсного (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев) творчества, стали народными песнями («Выхожу один я на дорогу..»).
Отдельная наука — лермонтоведение — много сделала для изучения жизни М.Ю. Лермонтова и сложной идейно-художественной проблематики его творчества. Осуществлена большая текстологическая и комментаторская работа; на основании материалов, неизвестных или недоступных прежним исследователям, почти заново воссоздана биография поэта. Мемориальные музеи Лермонтова созданы в селе Лермонтове Пензенской области, где прошли детские годы поэта, и в городе Пятигорске, где Лермонтов провёл последние месяцы своей жизни.
К 200 – летию Михаила Юрьевича Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость русской литературы, русский поэт, прозаик, драматург.
Лермонтов выступил в русской литературе как наследник и продолжатель А.С. Пушкина, в эпоху, когда дворянская революционность (после разгрома декабристского движения в 1825 году) искала новые пути развития. Уже юношеская поэзия Л. была проникнута страстной мечтой о свободе, содержала призывы к действию (стихотворения «Жалобы турка», «Монолог»). Ослабление общественного движения окрасило его творчество в пессимистические тона, но тогда же начал складываться и острокритический взгляд поэта на современность; уже в ранних стихах нашла выражение его тоска по идеалу. Развивая многие художественные принципы Пушкина, Лермонтов выразил новый этап в развитии русского общественного сознания, и это определило глубокое своеобразие его поэзии, тонко отмеченное В.Г. Белинским: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества» (Полное собрание сочинений, том 4, 1954, стр. 503).
В творчестве Лермонтова тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Он внёс в русскую поэзию «железный стих», отмеченный небывалой прежде энергией выражения мысли. Отвечая насущным потребностям духовной жизни русского общества и освободительного движения, поэзия и проза Лермонтова подготавливали новый расцвет отечественной литературы. Влияние Лермонтова прослеживается в творчестве Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, В.В. Маяковского). Его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Наследие Лермонтова нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного («Демон» А.Г. Рубинштейна), симфонического («Утёс» С.В. Рахманинова, «Три пальмы» А.А. Спендиарова) и романсного (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев) творчества, стали народными песнями («Выхожу один я на дорогу..»).
Отдельная наука — лермонтоведение — много сделала для изучения жизни М.Ю. Лермонтова и сложной идейно-художественной проблематики его творчества. Осуществлена большая текстологическая и комментаторская работа; на основании материалов, неизвестных или недоступных прежним исследователям, почти заново воссоздана биография поэта. Мемориальные музеи Лермонтова созданы в селе Лермонтове Пензенской области, где прошли детские годы поэта, и в городе Пятигорске, где Лермонтов провёл последние месяцы своей жизни.
Висковатый П. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. В 2 томах. Факсимильное воспроизведение издания 1891 года с приложением М.: Книга, 1989. - 478 с., 336 с
Книга П.А. Висковатого принадлежит к классическим трудам 19 в. Исследователь опирался на свидетельства людей, лично знавших поэта, и эта работа по праву считается первоисточником для изучения жизни и творчества Лермонтова. Биографией Лермонтова Висковатый завершил подготовленное им Полное собрание сочинений поэта, приурочив выход книги к 50-летию со дня гибели поэта. По словам Висковатого, на этот главный труд жизни его побудила «та страстная любовь», которая с детства привязывала его к памяти Лермонтова.В приложении статья «П.А. Висковатый – биограф М.Ю. Лермонтова», комментарии к тексту книги Висковатого, альбом иллюстраций к тексту книги Висковатого, указатель произведений Лермонтова, указатель имен.
Цитата:
«Лермонтов прибыл в Геленджик около 21 апреля и поступил в распоряжение начальника 1 отделения черноморской береговой линии артиллерийского генерал-майора Штейбена, к которому особенно расположен был Вельяминов, "вообще не жаловавший генералов". Под начальством этого лица Лермонтов впервые познакомился с боевой жизнью и услышал свист вражеских пуль среди постоянных перестрелок при конвоировании транспортов с разными запасами из Ольгинского тет-де-пона на Абинское укрепление. Тут отряд Штейбена присоединился к войскам генерала Вельяминова».
На юге России М. Ю. Лермонтов в 1837 и 1840 – 1841 годах провел в общей сложности около двух лет. Но из них 1837 год в жизни поэта оказался самым плодотворным. В поездках по Ставрополью, Кубани и в Грузии он написал «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника купца Калашникова». В ноябре 1837 года поэт написал сказку «Ашик-Кериб», в декабре стихотворение «Спеша на север из далека…». На Юге России М. Ю. Лермонтов начал писать роман «Герой нашего времени». Именно после 1837 года коренным образом изменяется замысел давно им задуманной поэмы «Демон», действие которой переносится на Кавказ.
Поездка М. Ю. Лермонтова по Кубани и его встреча с людьми маленького приморского городка родили одно из лучших произведений русской литературы – повесть «Тамань».
«Это словно какое-то лирическое стихотворение, вся прелесть которого уничтожается одним выпущенным или измененным не рукою самого поэта стихом; она вся в форме… — писал о «Тамани» В. Г. Белинский. – Повесть эта отличается каким-то особенным колоритом: несмотря на прозаическую действительность ее содержания, все в ней таинственно, лица – какие-то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца».
Столь же высокую оценку «Тамани» Лермонтова мы находим и у А. П. Чехова: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова… Я бы так и сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах – по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать».
В повести известного кубанского писателя В. Лихоносова «Осень в Тамани» герой говорить о Лермонтове: «Вот приезжал сюда странный, кривоногий поручик, посмотрел на море, пытался заигрывать с молодой казачкой. Ей было смешно, когда он уехал, его обсуждали, передразнивали и с богом забыли. А что вышло? «Тамань», волшебство, прелесть сердечной тайны…»
Некоторые исследователи творчества М. Ю. Лермонтова, в частности Н. Веленгурин, считают, что именно с повести «Тамань» начался ряд повестей, составивших гениальный роман «Герой нашего времени».
На Кубани М. Ю. Лермонтов встречался со многими декабристами, в том числе и с А. И. Одоевским. Впечатления от неоднократных встреч с А. И. Одоевским послужили поводом для создания стихотворения «Памяти А.И. Одоевского».
Память о пребывании М. Ю. Лермонтова в Черномории чтят на Кубани. В Тамани создан дом-музей Михаила Юрьевича; ежегодно, в самую прекрасную кубанскую пору года – на стыке лета и осени – здесь проводятся Лермонтовские дни, на которые съезжаются виднейшие историки и литераторы, поэты и писатели не только Кубани, но и других регионов России, учащиеся школ, колледжей, студенты вузов, зарубежные гости, просто любители творчества гениального Лермонтова.
«Человек жив, пока жива память о нем», — гласит народная мудрость, а значит, Лермонтов – вечен!
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно,
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет.
Соловьев, В. Лермонтов на Кубани / В. Соловьев // Вольная Кубань. – 2002. – 16 – 31 марта. – С. 8.
Соловьев, В.А. Лермонтов на Кубани / В.А.Соловьев. – Краснодар: ИП Вольная Н.Н., 2005. – 212с.: ил.
Книга известного кубанского историка-краеведа В.А.Соловьева основана на его многолетних исследованиях в области лермонтоведения
Используя ранее не известные историкам и лермонтоведам воинские приказы, рапорты, послужные документы М.Ю.Лермонтова, воспоминания и письма его современников, топографические планы и карты XVIII-XIX веков, В.А.Соловьев воссоздает один из наиболее драматических периодов жизни великого русского поэта (с 1837 по 1841 г.) во время пребывания его на Кубани и Северном Кавказе.
Автор как бы приглашает читателя вместе с ним заглянуть вглубь истории, совершив вместе с М.Ю.Лермонтовым поездки по Кубани и Северному Кавказу начала XIX века; открыть неизвестные страницы жизни великого поэта России.
Веленгурин Н.Ф. Дорога к лукоморью / Н.Ф. Веленгурин. - Краснодар: Традиция, 2013. - 424 с.
Дорога к лукоморью - излучине Азовского и Чёрного морей - привлекала многих, так как была единственным путём, связавшим Ставрополь и Черноморье, так в прошлые времена называлась Кубань. Увлекательный рассказ о далёком прошлом, о тяжёлом быте черноморских казаков, о заповедной природе Кавказа, о подробностях пребывания на Кубани выдающихся людей - одним словом, саму историю нашего края в портретах и датах вы найдёте в книге Николая Веленгурина «Дорога к лукоморью».
Веленгурин Н. Ф. Дорога к Лукоморью: Очерки о писателях в нашем крае. — Краснодар: Кн. изд-во, 1984. — 336 с. Л. на Кубани.
Ольгинское укрепление. Встреча с Мартыновым. Л. в Тамани. Л. в Тенгинском полку (С. 128—165).
В работе Н. Веленгурина ощутимо то, что можно назвать протяженностью факта, открывающегося нашему времени. Ведь именно поэтому так важен для нас каждый новый, пусть кажущийся на поверхностный взгляд незначительным, штрих к биографии того или ...
Лермонтов в Тамани / Администрация Краснодарского края; авт. Текста В.Захаров, В.Малахова. – Краснодар. – 24 с.: ил.
Тамань! Что-то загадочное есть в этом слове. Но мало, наверное, кто знает, что Тамань и далекая сказочная Тмутаракань – одно и то же место.
Во времена Лермонтова Тамань была небольшим невзрачным городком, в котором не насчитывалось и шестидесяти дворов. Несколько маленьких кривых улочек обнесены были плетневыми заборами и невысокими каменными оградами, за которыми стояли хатки-мазанки, крытые камышом. Патриархальная жизнь лишь изредка нарушалась приездом какого-нибудь важного лица да оживала весной, когда в городке собирались войска, готовившиеся к очередной военной экспедиции.
Волею судьбы маленькая станица стала причастна творчеству великого поэта.
Буклет рассказывает о памятных местах Тамани, о музее Лермонтова.
В Таманском музее собрано немало интересных материалов и документов, повествующих о значении творческого наследия поэта.