Сад- символ России в литературе
Великие тайны Литературы
Сад – это не только «приют уединенный», где царят красота и благоухание. Сады и парки были теснейшим образом связаны с бытом их хозяев, с укладом жизни современников.
Сад для русского писателя 19 века был символом самого дорогого, символом родины. Вспомним прозу Тургенева, стихи Фета, Апухтина, Майкова! А чеховский «Вишневый сад» ввел в литературу рубежа 20 века иной символ: старый, запущенный сад – символ уходящего дворянства.
Великие тайны Литературы
Сад – это не только «приют уединенный», где царят красота и благоухание. Сады и парки были теснейшим образом связаны с бытом их хозяев, с укладом жизни современников.
Сад для русского писателя 19 века был символом самого дорогого, символом родины. Вспомним прозу Тургенева, стихи Фета, Апухтина, Майкова! А чеховский «Вишневый сад» ввел в литературу рубежа 20 века иной символ: старый, запущенный сад – символ уходящего дворянства.
Мотивами покинутой дворянской усадьбы проникнуто знаменитое бунинское стихотворение «Запустение»:
Томит меня немая тишина
Томит гнезда родного запустенье.
Я вырос здесь. Но смотрит из окна
Заглохший сад. Над домом реет тленье.
В прозе Ивана Бунина «сад» - ключевой образ. В доме с запущенным садом прошли его детство и юность, о нем художник мечтал в эмиграции, среди сосен, пальм и олив приморских Альп… Не случайно сад- постоянный фон, на котором происходит действие многих рассказов и повестей Бунина.
Автобиографический роман «Жизнь Арсеньева создает поэтический образ сада: «Отцвел и оделся сад…… Ночи стояли лунные, я порой просыпался среди ночи в самый глубокий час ее, когда даже соловей не пел. Во всем мире была такая тишина, что, казалось, я просыпался от чрезмерной тишины… За раскрытыми окнами сиял и звал в свое светлое безмолвное царство лунный сад»
«Темные аллеи» - так назван рассказ И.А.Бунина. Почему так дорого было это название и почему «Темные аллеи» ассоциировались у него с Россией?
«Тесно обсаженные липами, сравнительно узкие аллеи были одной из самых характерных черт русских садов, особенно усадебных, и составляли их красоту. Нигде в Европе липы не сажались «стеной» так, как они сажались в России, и эти «тесные» аллеи лип стали для Бунина в известном смысле символичны… Для орловчанина И.А.Бунина, любившего усадебные сады, были своего рода символом ушедшей России» (Д.С.Лихачев)