15 октября - Международный день белой трости
Международное сообщество обозначило на календарях немало знаменательных и памятных дат. В их числе — Международный день белой трости. Это — не праздник. Это — своеобразный знак беды, напоминающий обществу о существовании рядом людей с ограниченными физическими возможностями, о помощи и о солидарности.
Стихотворение Владислава Ходасевича «Слепой». Раз услышав, забыть его нельзя...
«Слепой».
«Палкой щупая дорогу,
Бродит наугад слепой.
Осторожно ставит ногу
И бормочет сам с собой.
А на бельмах у слепого
Целый мир отображён:
Дом, лужок, забор, корова,
Клочья неба голубого –
Всё, чего не видит он».
Такие стихи способны совершенствовать человеческие души, воспитывать милосердие и сострадание к ближнему.
ПРАВИЛА ДЛЯ ГРАМОТНОГО ПОМОЩНИКА
Предлагаем Вам информацию по сопровождению и помощи в ориентации плохо видящих и слепых людей.
Правило 1
Незрячий должен держать сопровождающего обязательно под руку и идти на полшага сзади. Это помогает сопровождающему более оперативно реагировать на появляющиеся препятствия. Если же сопровождающий будет держать под руку ведомого, то те препятствия, которые могут легко попасться на пути, будут попадаться в первую очередь незрячему и только затем соцработник может как-то отреагировать на ситуацию. При сопровождении двух и более лиц (Более трех нежелательно) ближе к себе нужно ставить более слабого ведомого, т. е. того, у которого навыки ориентирования отсутствуют либо имеются дополнительные заболевания помимо нарушения зрения. С краю становится более сильный ведомый, он сможет быстрее отреагировать на появляющиеся препятствия.
Правило 2
Сопровождение в узком месте
В узком месте сложно пройти совместно на одном уровне.Задача сопровождающего провести незрячего так, чтобы он не задел ограничивающие поверхности: примером может служить проход вдвоем через узкую дверь.
Соцработник осуществляет следующие действия: вытянуть назад ту руку, за которую держится ведомый, тем самым предлагая ему идти за собой сзади, т. е. сопровождающий и незрячий идут гуськом. Когда узкое место заканчивается, нужно снова согнуть руку в локте и идти как обычно под руку.
Правило 3
Проход через двери
При входе или выходе из дверей учреждений, зданий, метро следует учитывать, что они часто бывают пружинящие, т. е. могут закрываться самостоятельно, а открываться с потягом. Для обеспечения безопасности при входе (выходе) необходимо незрячему встать со стороны дверных петель. При этом сопровождающий открывает дверь и как бы передает ее незрячему, а он, в свою очередь, закрывает ее.
Правило 4
Сопровождение в помещении
В помещении следует учитывать несколько особенностей: наличие лестниц, порогов, небольших внутренних помещений и т. д.
При подходе к лестнице нужно замедлять шаг и подводить к ступенькам под прямым углом. Как правило, незрячий человек чувствует по движению тела, куда ведут ступеньки: вверх или вниз. Но, к сожалению, не все обладают столь быстрой реакцией, поэтому иногда можно предупредить о приближающихся ступеньках.
При подъеме (спуске) по узким лестницам следует использовать наряду с этим правилом и правило 2 проход в узком месте. Следует указать ведомому на наличие перил. Здесь необходимо быть внимательным и следить за тем, чтобы они были чистыми.
При входе в административное помещение, столовую, кафе, бухгалтерию, кабинет руководства и т.д. необходимо найти сидячее место и положить руку ведомого на спинку стула либо кресла, где ему предполагается сесть, другую руку – на сиденье стула или кресла.
Правило 5
Сопровождение в транспорте
Автобус, троллейбус, трамвай
Данные виды транспорта характеризуются наличием ступенек. Двери они имеют раздвижные. Сопровождающему необходимо подойти к двери первому и начать подниматься. За ним поднимается ведомый.
Аналогичная ситуация при выходе из этих видов транспорта: первым всегда спускается сопровождающий.
Электропоезд
Немалое количество людей пользуются железнодорожным транспортом. Поэтому здесь следует неукоснительно соблюдать следующие правила:
При пользовании электричкой незрячий обязан пользоваться тростью. Это необходимо по следующим причинам: платформа электрички открыта с одной или с двух сторон, тростью необходимо контролировать подход к краю платформы, чтобы не упасть на рельсы. Входя в электропоезд, нужно следить, чтобы незрячий нашел тростью пол вагона и только тогда он может свободно заходить в него, ему становится подконтрольно расстояние от платформы до пола вагона. Садиться рекомендуется в первый вагон, так как водителю видно, что в поезд садится незрячий, и он не закроет двери раньше, чем нужно. В Москве и Подмосковье платформы высокие, поэтому чтобы войти (выйти) из электрички достаточно одного шага. Но в большинстве регионов платформы низкие, поэтому, чтобы войти (выйти) из электрички нужно подняться (спуститься) по ступенькам. Сопровождающий должен предупредить ведомого, есть или нет ступенек при входе (выходе) из электрички.
Правило 6
Переход через проезжую часть
Прежде, чем переходить проезжую часть необходимо проанализировать ее характеристики. Необходимо понять: какого характера перекресток вы должны перейти. Существуют перекрестки регулируемые и нерегулируемые. Дорогу желательно переходить под светофором и по зебре. Если такой возможности нет, попробуйте найти «Лежачего полицейского». Если и это не удается найти, тогда следует переходить там, где появляется большое количество людей. Ни в коем случае не следует перебегать дорогу, бежать наперекор едущему транспорту. Здесь мы можем пользоваться правилами дорожного движения, являющимися универсальными для всех групп населения.