19 – апреля Пасха Светлое Христово Воскресение
«В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней — те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье на лицах, он чувствует грусть и обращается невольно к России… Ему вдруг представится — эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул, это восклицанье “Христос воскрес!”, которое заменяет в этот день все другие приветствия, этот поцелуй, который только раздается у нас, — и он готов почти воскликнуть: “Только в одной России празднуется этот день так, как ему следует праздноваться!”
Н. В. Гоголь
Традиционно в середине весны весь христианский мир отмечает самый важный религиозный праздник — Пасху, Светлое Христово Воскресение.
В пасхальные дни принято дарить подарки, особенно бедным родственникам, и заниматься благотворительностью. Особое внимание издревле уделялось нищим странникам — ведь в народе говорили, что «от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого».
В России народные гулянья на пасху, с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная Горка. Под народную музыку люди водят огромный хоровод — «коло» в Болгарии, «варош» или «народни сабор» в Сербии, «таферич» в Боснии.
Интересно, что этот праздник отмечали ещё до того, как он стал священным для христиан.
Например, язычники верили в то, что в этот день души умерших спускаются на землю, чтобы проведать своих близких. Поэтому на Пасху было принято приходить на кладбище и оставлять на могилках родственников разные угощения, желательно те, которые они любили при жизни.
В свою очередь у иудеев Пасха была приурочена к началу сбора урожая. А несколько позднее этот день считали днём, когда евреи покинули Египет.
Но христианская церковь внесла свои изменения и Пасха стала своего рода переломным моментом, который означал, что после телесной смерти существует иная жизнь – духовная. А значит, есть жизнь вечная.
И если язычники наоборот приходили навести умерших родственников в Светлую Пасху, то христиане не приветствуют в этот день печаль об усопших. Это праздник радости, его следует встречать с миром в душе и ликованием.
Кулич – хлебный символ Пасхи, незаменимый атрибут праздника на самом деле появился гораздо раньше появления самого христианства. В Ветхом Завете нет упоминаний ни о куличе, ни об обрядах, с ним связанных.
Все это потому, что история кулича берет свое начало с языческих времен. У многих народов существовал обычай – печь весной хлеб, и приносить его в жертву земле. Ритуал был посвящен богам плодородия. По форме традиционный пасхальный кулич напоминает церковь с куполом. Недаром на корке принято изображать крест. Это особенная выпечка – временами сложно объяснить, почему дрожжевой хлеб, приготовленный на Пасху, может долго храниться, при этом не сохнет и не покрывается плесенью.
Сегодня кулич традиционно олицетворяет то, как Христос вкушал хлеб с учениками, дабы они уверовали в его воскрешение. Творожная пасха делается в виде усеченной пирамиды, на нее наносятся буквы «ХВ». Она символизирует Гроб господень.
К этому Великому Дню принято красить яица. И самое время вспомнить о том, что эта творческая, уютная традиция восходит корнями в глубину веков.
Еще до эпохи христианства яйцу приписывались волшебные свойства. У древних народов оно считалось «началом всех начал», символом чистоты, зарождения новой жизни. И сегодня на раскопках старинных захоронений археологи находят и настоящие древние яйца, и яйца, сделанные из всевозможных материалов – от керамики до драгоценных металлов.
Согласно библейскому преданию, после чудесного воскрешения Иисуса, Мария Магдалина отправилась к римскому императору, чтобы донести до него эту благую весть. Но все, приходящие к Тиберию, обязаны были приносить ему дары, а у Марии ничего ценного не было. И тогда она протянула властителю простое куриное яичко, со словами «Христос Воскрес». Тиберий не поверил женщине: он ответил, что мертвый не может ожить, так же, как ее дар из белого не может превратиться в красное. И тут же, у всех на глазах, яйцо Марии стало красным!
По другой версии, во время Воскресения Христа камни на Голгофе обернулись в красные яйца.
Тема Пасхи вдохновляла многих великих мастеров искусства. Истинным шедевром стали «Пасхальные яйца», пожалуй, самого известного ювелира всех времен и народов — Петера Карла Фаберже. Например, в изделии «Ландыш» находится механизм, при «запуске» которого из яйца появляются и раскладываются веером три маленьких портрета — императора Александра и двух его дочерей. Начиная с 1883 года самодержец ежегодно заказывал на Пасху для своей супруги набор праздничных драгоценных яиц.
С Пасхой также всегда было связано множество интересных примет, причем, не только у праведных христиан, но и у тех, кто серьезно нарушает Божьи заповеди. Например, у воров была примета: если во время пасхальной службы в церкви украсть что-то у прихожан и не быть пойманным за руку – весь год можешь смело воровать, тебя не поймают. Игроки в карты считали, что удачу в игре принесет нехитрый ритуал — отправляясь в церковь на Пасху, нужно положить в сапог монетку.
С конца XIX века в России стало традиционным отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться на Пасху, пасхальные открытые письма с красочными рисунками, основная тематика которых была следующая: пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские пейзажи, весеннее половодье, цветы. Пасхальных открыток в дореволюционной России было издано много тысяч различных видов.