20 ноября — 80 лет со дня рождения русской писательницы Виктории Самойловны Токаревой (1937)
20 ноября — 80 лет со дня рождения русской писательницы
Виктории Самойловны Токаревой
(1937)
Писательница, драматург и сценарист Виктория Самойловна Токарева родилась 20 ноября 1937 года в Ленинграде в семье инженера.
В 1958 году окончила музыкальное училище по классу фортепиано.
Выйдя замуж, переехала к мужу в Москву, где в 1961-1964 годах работала в музыкальной школе.
20 ноября — 80 лет со дня рождения русской писательницы
Виктории Самойловны Токаревой
(1937)
Писательница, драматург и сценарист Виктория Самойловна Токарева родилась 20 ноября 1937 года в Ленинграде в семье инженера.
В 1958 году окончила музыкальное училище по классу фортепиано.
Выйдя замуж, переехала к мужу в Москву, где в 1961-1964 годах работала в музыкальной школе.
В 1964 году Токарева поступила на сценарное отделение ВГИК, которое окончила в 1969 году.
Писать рассказы Токарева начала, работая в музыкальной школе, а позже — редактором на телевидении.
В 1964 году был опубликован первый рассказ Виктории Токаревой "День без вранья".
В 1969 году опубликована ее первая книга "О том, чего не было", объединившая как печатавшиеся ранее в ведущих литературных журналах "Юность" и "Новый мир", так и новые повести и рассказы.
С 1969 по 1991 год вышли четыре книги писательницы, вошедшие в них рассказы и повести стали классикой советской литературы.
В 1990-е годы писательница вошла в число десяти самых издаваемых в России авторов – было выпущено более десяти ее сборников.
Среди наиболее известных произведений Токаревой "О том, чего не было" (1969), "Летающие качели" (1978), "Ничего особенного" (1983), "Коррида" (1994), "Сказать – не сказать", пьеса "Северный приют".
Основные темы, которые затрагивает писательница, – женщина и мегаполис, личная жизнь и работа, чувство и долг, фантазия и реальность.
Одна из последних книг Виктории Токаревой – сборник ранее не публиковавшихся рассказов "Короткие гудки" (2012), как и большинство книг писательницы, вошла в топ-листы продаж.
Произведения Виктории Токаревой были переведены на итальянский, английский, французский, немецкий и китайский языки.
Первый фильм Токаревой-сценариста "Урок литературы" был снят режиссером Алексеем Кореневым в 1968 году по ее первому опубликованному рассказу "День без вранья".
Всего по сценариям Токаревой было снято более 20 кино- и телефильмов, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. Она является автором таких известных и любимых зрителями фильмов, как "Джентльмены удачи" (1971, в соавторстве с Георгием Данелией), "Мимино" (1977, в соавторстве с Ревазом Габриадзе и Георгием Данелией), "Шла собака по роялю" (1978).
В 1980-е-2000-е годы по сценариям Токаревой были сняты фильмы "Талисман" (1983), "Маленькое одолжение" (1984), "Тайна земли" (1985), "Стечение обстоятельств" (1987), " Ты есть…" (1993), "Вместо меня" (2000), "Лавина" (2001) и другие.
Она является автором сценария сериалов "Важнее, чем любовь" (2007), "Первая попытка" (2009) и "Террор любовью" (2009).
Виктория Токарева – член Русского ПЕН-центра.
В 1987 году писательница была награждена орденом "Знак Почета".
Виктория Токарева – лауреат премии Москва–Пенне (1997), IV Российского кинофестиваля "Литература и кино" (1998).
В 2000 году на Каннском кинофестивале она была удостоена приза "За вклад в литературу и кино".
Дочь Виктории – сценарист Наталья Токарева. У писательницы двое внуков – Петр и Екатерина.
Живет и работает в Москве.
Юмор присущ героям Токаревой в той же мере, что и автору, на основании чего критик В. Новиков отмечал, что в ее произведениях "для разговора о серьезных проблемах найден сегодняшний тип иронического мышления, всем знакомый и простой язык".
Родилась 20 ноября 1937 года в Ленинграде, в семье инженера.
В 1958 году Виктория Токарева окончила Ленинградское музыкальное училище по классу фортепиано, в 1969 году - сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии.
Писать рассказы она начала, работая в детской музыкальной школе учительницей пения, а позже - редактором на телевидении.
Первая же публикация - рассказ "День без вранья" (1964) - была замечена: автору предложили сделать сценарий для фильма, и в 1968 году на экраны вышла картина "Урок литературы". Так Виктория Токарева нашла свой путь и с тех пор занимается любимым делом.
Несмотря на то, что Виктория Токарева - городская писательница, тема ее рассказов отчетливо перекликалась с темой Шукшина: "что с нами происходит?". На городском материале, от лица женщины, мягко и с юмором она говорила о самых серьезных проблемах своего поколения. В 1990-е годы, когда писательница вошла в число 10 самых издаваемых в России авторов. За последние 15 лет вышло более 10 ее сборников.
Перу Виктории Токаревой принадлежат книги "О том, чего не было", "Летающие качели", "Ничего особенного", "Сказать - не сказать", "Своя правда", "Казино" и другие.
Виктория Токарева - едва ли не единственный известный еще с советских времен автор, чьи книги - и сегодняшние и прежние - регулярно издаются большими тиражами не только в России, но и за ее пределами - в Италии, Англии, Франции, Германии, Китае.
В чем секрет ее успеха? Талант, оптимизм, юмор и доброта - вот основные составляющие творчества Виктории Токаревой. Ф. Феллини, прочитав книгу Токаревой, переведенную на итальянский язык, заметил: "Какое доброе дарование. Она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо". Творчество писательницы, которая продолжает "чеховскую традицию в литературе", отличают отточенность стиля, внимание к человеческим характерам, психологическим нюансам, ироническая интонация повествования. Проза русской Франсуазы Саган, как называют Токареву, словно заряжена энергией любви. "Если в сердце нет любви, человек мертв. Живым он только притворяется" - такова философия ее творчества.
Причина популярности Токаревой состоит и в том, что персонажи ее произведений так же узнаваемы, как и обыденные житейские обстоятельства, в которых происходит действие, а психологические наблюдения так же просты и понятны, как сюжеты новелл. Японский критик Мокико Ояма так писал о ее творчестве: "Виктория Токарева не торопится и говорит шепотом читателям, как говорит шепотом себе. Поэтому, когда мы читаем ее произведения, мы повторяем шаги героя. События, которые происходят вокруг героя, мы переживаем на собственном опыте, как будто наши глаза поставлены в его лицо и высота его глаз та же, что и высота глаз читателя".
Эти повествовательные особенности проявились уже в первом рассказе Токаревой "День без вранья", герой которого, школьный учитель французского языка, не произнеся в течение дня ни одного лживого слова, выводит для себя незамысловатое, но бесспорное правило: говорить правду мало, надо жить по правде, иначе превратишься в неудачника. Финал этого рассказа допускает различные варианты развития судьбы героя. Открытость финалов, отсутствие назидательности вообще характерны для прозы Токаревой.
Персонажи Токаревой, меняющиеся в соответствии с временем, внутри не меняются вовсе. У них те же обиды, та же грусть и надежда на лучшее. Эти чувства - цель описания. Жалость к себе, к своим ближним, к случайно встреченным людям не оставляют героев Токаревой. Это как бы фундамент их отношения к миру.
В рецензии на одну из 7 книг Токаревой, вышедших в 1990-97 на немецком языке, критик Х. Шлаффер выделил главную особенность творчества писательницы: "Истории Токаревой так же одинаковы, прозаичны и однотонны, как сама жизнь, если воспринимать ее как повседневность, и так же увлекательны, как повседневность, если хочешь узнать ее строй, ее основу".
Виктория Токарева признана и любима не только как автор живых, ярких, пронизанных тонким психологизмом и иронией рассказов, но и как сценарист. По ее сценариям снято более 20 кино- и телефильмов, многие из которых вошли в "золотой фонд" отечественного кинематографа: "Урок литературы" (1968), "Джентльмены удачи" (1971, в соавторстве с Г. Данелия); "Совсем пропащий" (1973, в соавторстве с Г. Данелия); "Мимино" (1977, в соавторстве с Р. Габриадзе и Г. Данелия), "Шла собака по роялю" (1978) и другие. Такие картины, как "Джентльмены удачи" и "Мимино", стали настоящими шлягерами, и даже сейчас, по прошествии многих лет, они не устарели, как не стареют юмор и доброта.
Виктория Токарева - лауреат IV Российского кинофестиваля "Литература и кино" (1998). В 2000 году на Каннском кинофестивале ей был вручен приз "За вклад в литературу и кино".
В.С. Токарева - член Союза писателей (1972), Русского Пен-Центра, лауреат премии Москва-Пенне (1997). Награждена орденом "Знак Почета" (1987).