«Поэтический колумб киммерии» (140 лет со дня рождения)
Максимилиан Волошин (1877 — 1932) – одна из удивительных, многогранных, разносторонне талантливых творческих личностей Серебряного Века русской поэзии. Художник, автор «Коктебельской сюиты», искусствовед, философ, поэт, человек необычайной душевной широты, он как магнитом притягивал к себе людей. И в каждом человеке он искал доброе и творческое начало: «Нужно … помнить, что в каждом скрыт ангел, на которого наросла дьявольская маска, и надо помогать ему ее преодолеть, вспомнить самого себя…» |
«Поэтический колумб киммерии»
(140 лет со дня рождения)
Максимилиан Волошин (1877 — 1932) – одна из удивительных, многогранных, разносторонне талантливых творческих личностей Серебряного Века русской поэзии. Художник, автор «Коктебельской сюиты», искусствовед, философ, поэт, человек необычайной душевной широты, он как магнитом притягивал к себе людей. И в каждом человеке он искал доброе и творческое начало: «Нужно … помнить, что в каждом скрыт ангел, на которого наросла дьявольская маска, и надо помогать ему ее преодолеть, вспомнить самого себя…»
Недоучившийся студент (исключен из Московского университета за подстрекательство к беспорядкам), он оказался потом одним из широчайше образованных людей своего времени. Круг его интересов — от географии до биологии, от философии до астрономии (Волошин М. член Французского астрономического общества с 1927 года). … Поэт и исследователь легендарной Киммерии, Максимилиан Волошин знал многие тайны древней земли.
Без Волошина у нас не было бы собрания новейшей французской живописи в Музее изобразительных искусств и в Эрмитаже, не было бы коллекции полотен Гогена, Ван Гога, Матисса, Моне, Ренуара и других импрессионистов.
Февральская революция не вызвала у него «большого энтузиазма», однако Волошин находился в Москве и выступал на вечерах и литературных концертах, а Октябрьскую революцию принял как суровую неизбежность, как испытание, ниспосланное России. Во время гражданской войны стремился занять позицию «над схваткой», призывая «быть человеком, а не гражданином». Живя в Крыму, в Коктебеле, где особенно часто менялась «власть», Волошин спасал от смерти и «красных», и «белых», понимая, что спасает просто человека.
Свой просторный дом в Коктебеле с художественной мастерской и башней для астрономических наблюдений Волошин превратился в место паломничества литературно-художественной интеллигенции и бесплатный приют для писателей и художников, который был открыт всем вне зависимости от политических пристрастий, всем кто искал убежища и близости к прекрасному. При жизни хозяина в нём побывало много людей, чьи имена и дела стали гордостью русской культуры ХХ века. Здесь бывали М.И. Цветаева, Н.С. Гумилев, А.Н. Толстой, О.Э. Мандельштам, В.Ф. Ходасевич, Е.И. Замятин, В. Брюсов, С. Эфрон, М. Булгаков, К. Чуковский и В. Ходасевич, А. Белый и М. Горький, С.В. Шервинский, А.П. Остроумова-Лебедева, М.С. Альтман и многие другие. В 1920-х гг. число гостивших в летние месяцы достигало нескольких сотен.
В 1931 году Волошин завещал свой дом Союзу писателей.
Скончался М. Волошин после второго инсульта 11 августа 1932 года.
М. Волошин — это 55 лет такой удивительной и многогранной жизни, которой хватило бы на несколько поколений.
После смерти М. Волошина аура Дома поэта поддерживалась его вдовой Марией Степановной, верными ему завсегдатаями и незримым присутствием самого Волошина, оставшегося здесь навсегда: слева от дома холм Кучук-Енышар, где похоронен поэт, справа Карадаг, на скалистом обрыве которого «судьбой и ветрами изваян» его профиль.