Образ матери в современной художественной литературе
Образ матери в современной художественной литературе
«Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой,
- ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой»
(В. Сухомлинский)
День матери один из самых трогательных праздников, потому что все мы с детства и до своих последних дней несем в своей душе единственный и неповторимый образ – образ своей мамы, которая все поймет, пожалеет и простит.
Счастье и красота материнства во все века воспеваются лучшими художниками и поэтами.
В разных странах этот день приходится на разные даты, так, например, в Украине, США, Дании, Финляндии, Германии, Италии, Турции, Японии и Бельгии День матери отмечается во второе воскресенье мая. В России праздник учрежден в 1998 году и отмечается в последнее воскресенье ноября.
Известно мнение психологов о том, что мать с раннего детства служит ребенку самым близким человеком, благодаря которому происходит становление человека в обществе. В современной литературе образ матери является весьма неоднозначным.
Созданные современными писателями образы матерей значительно отличаются от идеализированного образа матери в классической литературе, ведущего свое начало от образа Богородицы. Мать, с одной стороны, помогает сориентироваться в окружающем мире, понять себя, а с другой – служит объектом острого неприятия. Одинаково трагично на судьбе сказывается и ранняя потеря матери, и слишком затянувшаяся зависимость от нее.
Основная трудность при отборе произведений, посвященных образу матери в СОВРЕМЕННОЙ художественной литературе заключалась в том, что эта тема до сих пор почти не освещена.
Тема образа матери в современной художественной литературе рассмотрена на произведениях таких авторов, как: Светлана Василенко, Ирина Полянская, Татьяна Набатникова, Людмила Петрушевская и Людмила Улицкая.
Образ матери в современной художественной литературе
«Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой,
- ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой»
(В. Сухомлинский)
День матери один из самых трогательных праздников, потому что все мы с детства и до своих последних дней несем в своей душе единственный и неповторимый образ – образ своей мамы, которая все поймет, пожалеет и простит.
Счастье и красота материнства во все века воспеваются лучшими художниками и поэтами.
В разных странах этот день приходится на разные даты, так, например, в Украине, США, Дании, Финляндии, Германии, Италии, Турции, Японии и Бельгии День матери отмечается во второе воскресенье мая. В России праздник учрежден в 1998 году и отмечается в последнее воскресенье ноября.
Известно мнение психологов о том, что мать с раннего детства служит ребенку самым близким человеком, благодаря которому происходит становление человека в обществе. В современной литературе образ матери является весьма неоднозначным.
Созданные современными писателями образы матерей значительно отличаются от идеализированного образа матери в классической литературе, ведущего свое начало от образа Богородицы. Мать, с одной стороны, помогает сориентироваться в окружающем мире, понять себя, а с другой – служит объектом острого неприятия. Одинаково трагично на судьбе сказывается и ранняя потеря матери, и слишком затянувшаяся зависимость от нее.
Основная трудность при отборе произведений, посвященных образу матери в СОВРЕМЕННОЙ художественной литературе заключалась в том, что эта тема до сих пор почти не освещена.
Тема образа матери в современной художественной литературе рассмотрена на произведениях таких авторов, как: Светлана Василенко, Ирина Полянская, Татьяна Набатникова, Людмила Петрушевская и Людмила Улицкая.
НАБАТНИКОВА Татьяна Алексеевна (р. 1948) – писательница, переводчица с немецкого, член Союза писателей России.
«То, что Татьяна Набатникова пишет и говорит – это подается доброжелательно (к слушателю и читателю) и очень сдержанно, это, как правило, точно сформулировано, это составлено из, казалось бы, простых кубиков – но попробуй скажи, напиши, поживи – в такой вот красивой простоте...», - пишет о писательнице Захар Прилепин.
«Домохозяйка»
Незаурядность героини рассказа «Домохозяйка» Т. Набатниковой заключается в том, что молодая женщина обостренно и нервно воспринимает жизнь.
Раненость ее и несчастливость – не только свойства нежной психики, но и результат того, что Лена сидит с двухлетней дочкой в квартире в новом и незнакомом городе, куда они переехали с мужем.
«Она была пока чужая этому городу, и труд ее не пригождался выполнению его планов, и никому не помогали ее слезы. Все, что с ней происходило, не имело для общества пользы. Она была домохозяйкой».
В одну из ночей Лена слышит, как кто-то ужасный издевается над ребенком, <она не выдерживает, выскакивает из дома> и отнимает его у этого какого-то ужасного. Мальчик так и живет у них, став сыном, и только иногда Лена боится, что, если его начнет отнимать у нее та, другая, у Лены может не хватить сил не предать.
ПОЛЯНСКАЯ Ирина Николаевна (1952-2004) – прозаик. В конце 80-х входила в группу молодых писательниц «Новые амазонки», причисленных критикой к идейно-эстетическому течению «новой женской прозы» в современной русской литературе.
Финалист премии Букер (1998 г.). Лауреат премии им. Ю. Казакова, вручаемой за лучший русский рассказ года (2003 г.).
О ней по-настоящему заговорили лишь после публикации «Новым миром» в 1997 г. романа«Прохождение тени». Это была мастерски сделанная вещь зрелого писателя. О романе «Прохождение тени» много писали: все признавали самобытность прозы Полянской, интеллектуализм, безжалостную проницательность, редкое словесное мастерство. Роман был выдвинут на букеровскую премию, попал в шестерку финалистов.
«Как трудно оторваться от зеркал...»
Последний роман Ирины Полянской «Как трудно оторваться от зеркал...» оказался совсем иным. Работала она над ним уже будучи тяжело больной и, вероятно, предчувствуя исход болезни, с трудом перенеся предписанную химиотерапию, страдая от боли и почти не поднимаясь с постели.
«Личная мелодия – вот что отличает все написанное Ириной Полянской. Она может звучать сильно и мощно, как в многоплановых полифонических вещах, и может звучать тихо, мерцающе-нежно, как в последнем, прощальном романе талантливой, безвременно умершей писательницы», – считает литературный критик Алла Латынина.
Мама Лиды Гарусовой в романе «Как трудно оторваться от зеркал...» практически не разделяет интересов дочери. После встречи с Сашей Нигматовым, надолго занявшим мысли девушки, «поделиться с мамой своими переживаниями Лида не могла, заранее зная, что мама не одобрит ее выбора и даже, чего доброго, поделится Лидиной тайной с отцом, а тот станет донимать ее своими шуточками».
Мама учит Лиду, как вести себя в гостях (не озираться по сторонам, не опираться на спинку стула), но это лишь внешняя культура поведения – мама не делится с дочерью чем-то более сокровенным, женским. И дочь не желает душевной близости с матерью, даже вытесняет ее из своего пространства (делает все возможное, чтобы мать не переселялась в ее комнату, хотя раньше не имела ничего против ее присутствия).
«Горизонт событий»Даже в финале романа мать и дочь не находят общего языка. Образ матери в этом произведении является скорее одним из компонентов другого образа — образа родителей, который в женской прозе лишен даже намека на идеальность.
В романе «Горизонт событий» родители находятся в состоянии постоянной ссоры.
В детстве героиня романа предпочитает общество отца, т. к. понимает, что мамины мысли заняты отнюдь не ею и не их семьей, а чем-то, в чем мужу и дочери нет места.
«Предлагаемые обстоятельства»
Наиболее пронзительным произведением об отношении дочерей к матери можно назвать повесть И. Полянской «Предлагаемые обстоятельства». После развода с мужем (умным, талантливым ученым, ярким человеком — совершенно другим, нежели она сама) эта женщина чувствовала себя «усталой и надломленной, тянущей крыло из-под руин развалившегося дома» – такой и запомнили ее дочери.
Обе девушки, повзрослев, понимают, насколько тяжелы были страдания их мамы после развода. Они обе хотели бы изменить ее жизнь, пустив время вспять.
Так, например, старшая дочь Геля, желает отправить все письма, написанные отцом, в прошлое, хотя и понимает, что если бы жизнь мамы сложилась иначе, то ни ее, ни сестры не было бы на свете: «Пускай, получив ее <первую записку отца>, мама, прежняя мама, бойкая красавица, фыркнет, порвет записку в клочья, развеет их по ветру, уйдет на свидание к другому, и нас с тобой <так мысленно обращается она к сестре> не будет никогда».
«Условность»
Мать в рассказе «Условность» Ирины Полянской когда-то была хранительницей родового гнезда, «в дни рождения матери дочери являлись к ней как вассалы», все родственники с теплотой вспоминали «нашу маму», которая «всегда умела дать дельный совет». Но уже в пожилом возрасте мама заболела, и «дом стал зацветать, как старый пруд»: «люстра потускнела, с пола сошла краска, печка в праздник стоит небеленой, окна затянула пыль».
И чем дольше длится болезнь, навсегда приковавшая мать к постели, тем все меньше сил у уже постаревших дочерей остается, чтобы ухаживать за ней. Рассказ начинается с циничной, жестокой, на первый взгляд, фразы: «Они так желали смерти своей матери, так желали ее смерти, что она снилась им во сне».
Но, следуя за сюжетом рассказа, мы понимаем, что желание смерти матери – это желание состояться, желание прожить свою жизнь. Таким образом, диктат матери, до глубокой старости, до пожилого возраста своих детей оказывающей на них значительное влияние, несет уже иную символику: она мешает им прожить свою жизнь.
Навязанное чувство благодарности по отношению к матери оборачивается трагедией для младшей дочери, Кати. Еще с детства родители напоминали ей: «Ты родилась в глубокой асфиксии. Мама положила тебя в корыто с оттаявшим снегом, а потом согревала в валенке, и ты ожила».
После очередного напоминания отца о том случае, Катя «не своим голосом вдруг заголосила: «Ой, да выньте, выньте меня, наконец, из этой воды ледяной!».
И спустя год после этого она погибает в автокатастрофе, что воспринимается читателем как своего рода освобождение от пожизненной благодарности (что сродни повинности) за дарованную когда-то ей жизнь.
Для старшей дочери смерть матери символизирует освобождение, только теперь она обретает возможность переехать в свою квартиру со своими внуками, реализоваться не только как женщина-дочь, но и как женщина — создательница и хранительница домашнего очага.
ПЕТРУШЕВСКАЯ Людмила Стефановна (р. 1938) – драматург, прозаик. В середине 60-х начала писать рассказы.
Во многих своих произведениях Людмила Петрушевская стремится ответить на вопросы, какова сущность женской природы и что представляет собой женщина, живущая в конце ХХ века.
Заметная фигура среди прочих женских персонажей Петрушевской – женщина-мать.
Материнство – это и поиски как бы в потемках невидимых, но желанных связей с родным человеком («Случай Богородицы»), и нередко неумелые потуги воспитания во имя ложно понятого счастья своего дитяти (рассказ «Мистика» из цикла «Реквиемы», 1990).
И всегда усилие по спасению собственного ребенка («Гигиена» из цикла «Сами хороши», 1990; «Месть» из «Песен восточных славян» , 1991).
«Женщина слаба и нерешительна, когда дело касается ее лично, но она зверь, когда идет речь о детях», - записывает в своем дневнике героиня повести «Время ночь».
В этой повести люди так сосредоточиваются на себе, что не видят и не слышат своего ближнего. И чтобы пробудить их от этой глухоты, мать избивает в кровь ни в чем не повинного собственного сына, дабы они, в том числе отец мальчика, возмутились и не дали сгинуть ребенку в детском доме, так как сама она знает, что скоро умрет.Иногда это даже подвиг, граничащий с самопожертвованием, как, например, в повести с поистине шоковым воздействием «Свой круг».
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна (род. 1943) —писательница, сценарист. Первая женщина — лауреат премии Русский Букер (2001). Лауреат премии Большая книга (2007).
«Медея и ее дети»
Роман «Медея и ее дети» (1996) вызвал неоднозначную оценку критиков и читателей. Не всем показался удачным сюжет произведения, насыщенный повторяющимися мотивами (главный из них – мотив преступления и наказания).
Роман представляет собой историю семьи, но не просто историю, а историю семьи как бы в проекции. Сюжет построен так, что все семейные проблемы мы узнаем через главную героиню – Медею, которая является «корнем» семьи, ее основой, своего рода божество. Только она не убивает, а собирает, соединяет, склеивает своей кровью хрупкие внутрисемейные связи.
Роман «Медея и ее дети» отмечен французской международной премией.