Радий Петрович Погодин (1925–1993) – советский писатель, художник, поэт, сценарист, лауреат многих российских и международных премий.
Родился Радий Петрович в 1925 году в деревне Дуплёво в Новгородской области в небогатой семье. В 1927 году семья переехала в Ленинград. В семье было 2 сына.
Погодин ушел на фронт в 17 лет. Войну закончил в Берлине командиром отделения разведки в танковой дивизии. Несколько раз был ранен, контужен. Награжден двумя орденами Славы, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями. Старший брат Радия погиб на войне.
С 1946 по 1950 годы Радий долго не мог найти свое призвание и место в жизни. После долгий метаний осел в Москве. Работал в редакции многотиражной газеты пожарной части. В 1946 году был арестован, приговорён к пяти годам лишения свободы по статье «антисоветская пропаганда» и лишен всех боевых наград. Власть не могла простить ему публичную защиту Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. На свободу Погодин вышел в 1949 году.
Два десятилетия спустя, после вручения новых орденов за литературные заслуги («Знак почета» и ордена «Дружбы народов») Радию Погодину были возвращены боевые награды. Освободившись из заключения, он перепробовал много профессий - от лесоруба до воспитателя в пионерском лагере и редактора на радио. Первый рассказ «Мороз» опубликован в ленинградском альманахе «Дружба» в 1954 году.
В первый сборник рассказов “Муравьиное масло”, изданный в 1957 году, входят несколько рассказов, разных по характеру: есть среди них чисто юмористические, где в центре стоит смешной эпизод, забавный случай, происшедший с ребятами; есть лирические и, наконец, приключенческий, давший название всему сборнику. Перед читателями раскрывается светлый детский мир, предстают ребята – озорные, порою трогательные, мечтающие о больших и славных делах.
В 1959 году Погодин был принят в Союз писателей СССР. Почти 40 лет своей жизни Радий Петрович писал для детей. Появление каждого произведения становилось литературным событием. Простота – главное достоинство его детской прозы. Кроме детских книг Погодин создавал «взрослую» прозу, пьесы и сценарии. По его книгам сняты фильмы: "Дубравка", "Шаг с крыши", "Включите северное сияние", "Цветок для Оли".
С 1970 года он начал писать о войне: «Живи, солдат», «Мост» и т.п. Во многом эти сочинения являются автобиографическими.
Все четыре повести - "Живи, солдат", "Мост", "Боль", "Дверь" - связаны воедино, дополняют друг друга, составляют главную идею книги: самое дорогое у человека - родина, Россия, ради которой и стоит жить на этой земле.
Что это за мальчишка, который умеет петь в такие минуты, когда взрослые и те подчас плачут? Знакомьтесь, это Кешка, главный герой сборника “Кирпичные острова”. Кешке еще нет десяти лет. Он очень добр, совестлив, ответственен и бесстрашен. Вместе со своими друзьями мальчик исследует окружающий мир, преодолевает первые трудности и совершает настоящие поступки. Неповторимые, наполненные светом и мечтательностью иллюстрации Натальи Салиенко погружают читателей в жизнь маленьких, обаятельных и бесконечно мудрых погодинских героев.
В повести “Книжка про Гришку” рассказывается о худеньком и застенчивом мальчике Гришке, которому нет еще и шести лет, о его мировосприятии и нравственном становлении. Это история о пути ребенка к пониманию смысла жизни и человеческого счастья. Реалистичные события в книге переплетаются со сказочным вымыслом: герой встречается с воробьем Аполлоном Мухоловом, обучающим его летать, с карасем Трифоном, раскрывающим ему свои мудрые мысли, с конем Трактором, знающим дорогу в "Весеннюю землю", с козлом-хулиганом Розенкранцем и другими. Среди размышлений о серьезном всегда находится место для шутки, поэтому повесть читается легко, на одном дыхании.
Сборник рассказов “Что у Сеньки было” , повествует о том, как ребёнок входит в мир, как осваивает и воспринимает его, как живёт в нём. Юные персонажи писателя добры, совестливы, бесстрашны и ощущают себя на равных не только со своим окружением - сверстниками и взрослыми, но и с природой. Они узнают, что такое дружба и настоящая красота, а ещё - что такое чувство родной земли и почему от него теплеет на сердце…
Вам когда – нибудь доводилось переходить реку вброд? Значит, вы могли ощутить полную силу течения струй, ямы, подводные камни. Герои книги “Перейти речку вброд” «переходят вброд» реку своей жизни, учатся плыть самостоятельно, преодолевая её водовороты, находя ответы на сложные вопросы.
Рассказ “Шутка” повествует о четырех мальчиках, детях полярников, которые живут в интернате на далеком Севере. Трое ребят уже ходят в школу, а четвертый – детсадовского возраста. Этот рассказ очень серьезен и просто обязывает понимать, что шутка шутке рознь и перед тем как пошутить, нужно подумать во что эта шутка может превратиться. Нужно быть ответственным и не допускать, чтобы кто-то мог пострадать из-за необдуманного решения другого.
Повесть “Я догоню вас на небесах”, написанная на автобиографическом материале, рассказывает о Великой Отечественной войне и о блокаде. Повесть наполнена высокой человеческой чистотой и добротой, которую автор встречал и в далеком детстве, и в страшные годы войны. Он верен памяти друзей, тех, кто не дожил до сегодняшних дней. И по форме, и по содержанию это произведение наследует лучшие традиции русской классической прозы.
В последнее десятилетие жизни Радий Петрович сражался со смертельной болезнью. Перенося с интервалом в несколько лет тяжелейшие операции, всякий раз открывал в себе новые горизонты своего дарования. Находясь в реанимационной палате, начал писать стихи. С детской литературой Радий Петрович не расставался, писал сказки. Последняя сказка “Про девочку Полечку” и ее одинокую жизнь была написана в 1992 году, редакция сказки продолжалась и в 1993 году.
Позднее у Погодина появилось желание писать картины. Погодин очень любил это занятие и до конца своих дней занимался живописью.
Одной из последних работ Радия Петровича стал сборник эссе «Древо всех людей». В нем воспроизведены живописные работы писателя.
В последние годы Погодиным написаны несколько повестей и цикл совсем коротких рассказов, который он хотел назвать - “Мешок рассказов”. Этот цикл автор посвятил воспоминаниям детства и жизни последнего времени. Радий Петрович не успел завершить этот цикл.
Ушел из жизни Радий Погодин 30 марта 1993 года. Похоронен на Православном Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
Творчеству Радия Петровича Погодина посвящена отдельная книга, а также несколько десятков статей, опубликованных в России и за рубежом. Произведения писателя продолжают переиздавать. Всероссийские «Погодинские чтения» регулярно собирают литературоведов, писателей, библиотекарей, педагогов, психологов со всей страны.