Нобелевские лауреаты Жан-Мари Гюстав Леклезио «Женщина ниоткуда»
Два разных, но настолько похожих рассказа: об одиночестве, о боли, о месте человека в этом мире и, конечно, о море. Чрезмерным реализмом и красивейшим живописным языком автор напоминает Гарсиа Маркеса.
«Женщина ниоткуда» – вторая из двух повестей, составляющих данную книгу. Первая называется «Буря» и отличается от второй магией и поэтичностью звучания. Однако читать, конечно, нужно обе, поскольку они дополняют друг друга как антиподы.
Антиподы – их героини. Одна – добро, ангел, с божественным жаром внутри, другая – зло, демон, которого внутренний жар сжигает. У одной есть мама, у другой – нет. Однако обе героини в определённый момент будто выпивают снадобье, подобно кэрролловской Алисе, вырастают, и заканчивается их детство. Одна в поисках своего места бежит от моря, другая – к нему возвращается. Тропическое море Леклезио – дверь в иной мир, где всё течёт и скользит, медленно и плавно. Оно окружает и манит тихим шёпотом бездны, таит тёмные силы и скорби, всё разъедает, разрушает и обрекает на забвение, ничего не возвращая, как «единственная непреложная истина». Горечь моря, кофе, горечь разочарования – дар, который воспринимают повзрослевшие героини, чтобы ощутить особый вкус жизни после детства, после вынужденного обретения взрослой злобы.. «“До” – я ещё ребёнок, ничего не знаю о жизни, не знаю, какими злыми бывают взрослые. “После” – я сама стала взрослой и такой же злой». До – сон, красота и нежность, после – злоба и ненависть, доводящие до потери себя, своего имени, своей идентичности. И они бунтуют против этой злобы, проходят через жизненную бурю – утонуть, сгореть, чтобы обрести себя в новом взрослом мире.