Прочитаем классику вместе
Колумб Замоскворечья
Он не дрался на дуэли, подобно Лермонтову, не отбывал каторгу, как Достоевский, не сражался на четвертом
бастионе Севастополя, как Толстой. Он не оставил воспоминаний, неохотно писал письма и почти не вел дневников. Он так и остался одним из самых закрытых, если не сказать загадочных лиц русской литературы. Рядом с ним в памяти разве что условная купеческая бутафория: самовар, расписной платок свахи… И разговаривал он с нами голосами других людей. За Островского всю жизнь говорили его герои: 728 действующих лиц его пьес – их не усадить, пожалуй, в зале Малого театра, носящего имя А.Н.Островского. Им не хватило бы кресел. Они теснились бы в дверях, заполняя проходы: купцы, чиновники, богатые вдовы, студенты, девушки-бесприданницы, свахи, приказчики, помещики, актеры…
Масштаб его таланта и мастерство сравнивали с шекспировским наследием. Александр Николаевич Островский – автор 47 оригинальных пьес, создатель русского национального театра. Жизнь героев своих будущих пьес Островский знал не понаслышке. До девятнадцати лет он жил в Замоскворечье. С высоты кремлевского холма открывались за Москвой-рекой, будто очерченные широкой дугой, просторы странного города-села Замоскворечья, с его домами, церквями, садами и огородами. Пестрое, цветное, дикое, причудливое, странное и милое Замоскворечье вскормило будущего драматурга, напитало его душу первыми впечатлениями и осталось в памяти на всю жизнь.
А.Н. Островский
Колумб Замоскворечья
Он не дрался на дуэли, подобно Лермонтову, не отбывал каторгу, как Достоевский, не сражался на четвертом
бастионе Севастополя, как Толстой. Он не оставил воспоминаний, неохотно писал письма и почти не вел дневников. Он так и остался одним из самых закрытых, если не сказать загадочных лиц русской литературы. Рядом с ним в памяти разве что условная купеческая бутафория: самовар, расписной платок свахи… И разговаривал он с нами голосами других людей. За Островского всю жизнь говорили его герои: 728 действующих лиц его пьес – их не усадить, пожалуй, в зале Малого театра, носящего имя А.Н.Островского. Им не хватило бы кресел. Они теснились бы в дверях, заполняя проходы: купцы, чиновники, богатые вдовы, студенты, девушки-бесприданницы, свахи, приказчики, помещики, актеры…
Масштаб его таланта и мастерство сравнивали с шекспировским наследием. Александр Николаевич Островский – автор 47 оригинальных пьес, создатель русского национального театра. Жизнь героев своих будущих пьес Островский знал не понаслышке. До
девятнадцати лет он жил в Замоскворечье. С высоты кремлевского холма открывались за Москвой-рекой, будто очерченные широкой дугой, просторы странного города-села
Замоскворечья, с его домами, церквями, садами и огородами. Пестрое, цветное, дикое, причудливое, странное и милое Замоскворечье вскормило будущего драматурга, напитало его душу первыми впечатлениями и осталось в памяти на всю жизнь.
Попробуйте представить жизнь, что неторопливо текла здесь когда-то. Из-за заборов свисала пыльная акация, окна на ночь закрывались глухими ставнями, а по летней поре соседи бегали друг к другу в гости через улицу, запахнувшись в домашний халат и
в туфлях на босу ногу. Здесь любили говорить о варке варенья и солке огурцов, ставили на окна бутыли с настойкой, покупали годовые запасы рыбы, меда и капусты. Здесь степенно беседовали за кипящим самоваром или за стаканом «пунштика» бородатые купцы, а их молодые жены и дочери выглядывали на улицу из-за коленкоровых занавесок, мечтая о «галантерейных» кавалерах. Здесь люди добродетельные чай пили только с медом и изюмом, экономя дорогой сахар. Здесь по праздникам спали до одиннадцати, пекли пироги, ужинали туго-натуго, рано ложились спать. А в праздник тут гудели колокола церквей, и двигалась к поздней обедне пестрая толпа: купчихи в расписанных цветами шалях и барышни в чепчиках и мантильяках; купцы в армяках и поддевках и молодые чиновники в узеньких, будто облизанных фрачках с прическами «а ля кок».Островский полон гордости, что это он открыл лежавшую у всех под носом, но никем из путешественников не обнаруженную страну.
Он приподнял завесу таинственности, как туманом расстилавшуюся над Замоскворечьем. И
какие же тут оказались типы, какие нравы, какой язык!
А.Островский пришел в литературу «Колумбом Замоскворечья», но мир
его образов - вся Россия.