Литературная провинция России
«Понять литературу, не зная мест, где она родилась,
не менее трудно, чем понять чужую мысль,
не зная языка, на котором она выражена»
Д.Лихачев
Слово «провинциальный», согласно толковому словарю русского языка, в переносном смысле означает «наивный» и «простоватый». Образ провинции в нашем сознании часто связывается с образом детства: беззаботные дни, проведенные в окружении природы; простые, незамысловатые игры и забавы; удаленность от суеты большого города, порождающая навсегда запоминающиеся мысли и переживания. Будучи взрослыми, мы тянемся к провинции как к некому источнику отдыха и вдохновения. Для людей, занятых творческим трудом, в том числе писателей, это особенно актуально. Поэтому не случайно многие исследователи-филологи склонны считать провинцию и провинциальные усадьбы своеобразной колыбелью русской литературы, выделяя особое направление в литературоведении — литературное краеведение.
Множество литературных произведений XIX – начала XX вв., так или иначе, касаются комических, лирических или трагических особенностей провинциального быта.
Литературная провинция России
«Понять литературу, не зная мест, где она родилась,
не менее трудно, чем понять чужую мысль,
не зная языка, на котором она выражена»
Д.Лихачев
Слово «провинциальный», согласно толковому словарю русского языка, в переносном смысле означает «наивный» и «простоватый». Образ провинции в нашем сознании часто связывается с образом детства: беззаботные дни, проведенные в окружении природы; простые, незамысловатые игры и забавы; удаленность от суеты большого города, порождающая навсегда запоминающиеся мысли и переживания. Будучи взрослыми, мы тянемся к провинции как к некому источнику отдыха и вдохновения. Для людей, занятых творческим трудом, в том числе писателей, это особенно актуально. Поэтому не случайно многие исследователи-филологи склонны считать провинцию и провинциальные усадьбы своеобразной колыбелью русской литературы, выделяя особое направление в литературоведении — литературное краеведение.
Множество литературных произведений XIX – начала XX вв., так или иначе, касаются комических, лирических или трагических особенностей провинциального быта.
„Что за реки, что за горы, что за леса!“ — описывал в своем дневнике Александр Островский местечко Щелыково в Костромской области. Здесь начиная с 1867 года великий русский драматург проводил по 4-5 месяцев, после того как выкупил вместе с братом отцовскую усадьбу у своей мачехи. Щелыково было своеобразной отдушиной в хлопотливой и чрезвычайно напряжённой жизни драматурга, насыщенной разного рода театральными и житейскими треволнениями. Считается, что именно Щелыково более всего вдохновляло Островского. Писатель жил, работал и написал много пьес в Щелыково: „ Поздняя любовь“, „ Бесприданница“, „ Волки и овцы“, „ Грозу“ и т.д. Но главной „ Костромской“ пьесой можно считать „ Снегурочку“.
В одном из уголков музея-заповедника есть незамерзающий зимой родник „ Голубой ключ“. Вода в нем удивительного голубого цвета. Здесь родилась легенда: родник образовался на месте, где растаяла Снегурочка, и ее трепетное сердце не умерло, а продолжает биться на дне „ Голубого ключика“.
На всей территории заповедной зоны царит атмосфера покоя, гармонии, вдохновения и творчества. Щелыково остается духовной Меккой русской интеллигенции, местом, куда каждое лето приезжают отдыхать и творить известные театральные деятели.
Среди необозримых полей, лесов и перелесков, по берегам извилистых речушек на северо-западе Пензенской области раскинулось старинное село Тарханы. Здесь, в имении Арсеньевых Елизаветы Алексеевны и Михаила Васильевича – деда и бабки поэта, провел детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Здесь он познавал жизнь, людей, себя. Здесь он впервые взял в руки карандаш, впервые коснулся клавиш рояля, начал познавать точные науки. Сюда он не раз возвращался, и здесь мечтал быть похоронен.
В Тарханах истоки многих лермонтовских шедевров: „Песня… про купца Калашникова“, „Родина“… На тарханском материале создавались драмы „Люди и страсти“, „Странный человек“, автобиографическая повесть „Я хочу рассказать вам…“, роман „Вадим“. Здесь летом 1828 года написана поэма «Черкесы», а зимой 1836 года создавались драма «Два брата», поэма «Сашка», стихотворение «Умирающий гладиатор». Небезызвестное стихотворение «Бородино» было сочинено на основе воспоминаний о Тарханах.
«Если у Вас есть атлас, отыщите в нем карту России и проведите пальцем от Москвы по направлению к Черному морю; на Вашем пути – немного севернее Орла – Вы обнаружите город Мценск.
Так вот! Моя деревня находится в 10 километрах от этого места с довольно труднопроизносимым, как видите, названием. Это совершенная глушь – тихая, зеленая, печальная». (Тургенев Иван Сергеевич)
Спасское-Лутовиново — родовое имение семьи Лутовиновых, пожалованное им еще Иваном Грозным в XVI веке. Усадьба здесь была построена в конце XVIII века Иваном Ивановичем Лутовиновым, дядей матери Ивана Сергеевича Тургенева. Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле, но семья его поселилась в Спасском-Лутовинове, когда ему было пять лет (1823 год), а еще через четыре года семья переехала в Москву, чтобы дать детям образование. С тех пор Тургенев довольно часто приезжал в Спасское, обычно проводя там лето или осень. Он настоял на том, чтобы Спасское досталось ему при разделе имущества, и, так как финансовые дела его постоянно были плохи, продал все другие принадлежащие ему имения, оставив только Спасское-Лутовиново. С мая 1852 по декабрь 1853 года он безвыездно находился в Спасском, будучи сослан под надзор полиции за публикацию некролога Гоголю. Последний раз писатель приезжал в усадьбу в 1881 году после пятнадцатилетнего перерыва.
Тургенев всегда очень тепло отзывался о Спасском, говоря, что только тут он может хорошо работать. Действительно, в общей сложности он провел в Спасском-Лутовинове семнадцать лет (если сложить все до месяца) и написал большую часть своих произведений, в том числе четыре романа — «Рудин», «Отцы и дети», «Накануне» и «Дворянское гнездо», в которых фигурируют окрестности Спасского-Лутовинова.
Иван Сергеевич Тургенев вошел в русскую литературу не только страницами о тонких душевных переживаниях, и не только репутацией мучителя придуманных им девушек, но, может быть даже в первую очередь, своими описаниями природы, в которых ему, возможно, нет равных. Все эти пейзажи, попавшие на страницы произведений писателя, находятся вокруг Спасского.
Если Пушкин – мировой поэт, то, несомненно, Есенин – самый русский поэт нашей эпохи! Как и где зародилась эта поэзия, где Сергей Есенин впервые увидел поля, реки и леса, что вдохновили его на такие стихи – можно узнать, посетив село Константиново на берегу реки Ока.
Константи́ново — село в Рыбновском районе Рязанской области. Расположено на живописном высоком правом берегу Оки в 43 километрах к северо-западу от Рязани.
Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным плавает тихий закат…
Сергей Есенин любил свой край и отечество в целом. Ему нравилась простота русской деревни. Когда он приезжал к матери, она всегда собирала для сына букетик полевых цветов, которые ему очень нравились.
Рязанская земля буквально опоэтизирована гением С.А. Есенина. Есенинская поэзия дышит запахом родных полей. Она напоена огромной любовью к той земле, на которой родился поэт, к тому народу, из которого он вышел.
Край любимый. Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Благодаря своей малой родине, поэт находит свою главную тему — тему России, земной родины, любимой так, как если бы она была небесной, вечной.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Увы, творчество С.А. Есенина не сразу предстало перед читателями как творчество великого поэта. Но в том-то и секрет его бессмертия. И чем больше истинный поэт уходит от нас как живой человек, тем ближе и полнее предстаёт перед нами как гениальный мастер…
Лев Николаевич Толстой – писатель, без творчества которого невозможно представить себе мировую художественную литературу. Сегодня любой поклонник признанного гения может посетить место, где он родился и прожил большую часть своей жизни.
Родовая усадьба Толстых «Ясная Поляна» находится в Тульской области. Ясная Поляна — уникальная русская усадьба, родовое имение Льва Николаевича Толстого. Здесь он родился, прожил большую часть жизни, здесь он похоронен. Здесь был его единственный любимый дом, гнездо его семьи и рода. Именно в Ясной Поляне можно по-настоящему окунуться в мир Толстого и его произведений. Местная природа и размеренная провинциальная жизнь с ранних лет вдохновляли будущего писателя.
Вековые деревья и молодая поросль, живописные аллеи парков и укромные лесные тропинки, зеркальная гладь прудов и бездонное небо — все это Ясная Поляна, удивительный мир, сопровождавший писателя на протяжении всего его творчества. Этот мир писатель не покинул и после смерти — его могила находится в лесу Старый Заказ, на краю оврага. Место своего погребения Толстой указал сам.
Сейчас Ясная Поляна — это крупный музейный комплекс, признанный культурный центр мирового значения. Помимо толстовского музея, в него входит целая сеть филиалов. Но центром по-прежнему остается усадьба — настоящая, «живая», именно такая, какой ее знал и любил Толстой. Здесь сохраняются многие виды хозяйственной деятельности: в огромных садах собирают яблоки, пасека приносит мед, радуют глаз грациозные лошади… Вся «яснополянская» усадьба с ее неповторимой красотой сохраняет не только свой подлинный облик, но и дух толстовской эпохи.
Чеховское Мелихово – одна из лучших страниц истории русской литературы. Антон Павлович Чехов прожил здесь семь лет, с 1892 по 1899 год. В 1892 году Чехов реализует свою давнишнюю мечту жить в деревне, быть землевладельцем, — покупает имение в Мелихово: после поездки на Сахалин он окончательно понял, что не хватает ни сил, ни здоровья, ни денег жить в Москве, и начал подыскивать имение для всей семьи.
Усадьбу в селе Мелихово Серпуховского района Московской области Чехов называл своим «великим герцогством». Чехов был любителем давать оригинальные названия различным уголкам своего имения. Например, отдаленный лесной участок справедливо именовался «Дальний Восток», уголок усадьбы с хозяйственными постройками стал «наивным двором», пруд «Аквариум», действительно напоминающий аквариум своими размерами. Здесь были и «левитановская горка», и «аллея любви» — любимая липовая аллея писателя, в которой он мечтал построить домик для творчества. Также в Мелихове рос когда-то «Мамврийский дуб», на котором был скворечник под названием «Питейный дом братьев Скворцовых».
Течение мелиховской жизни интересно тем, что здесь жил не только писатель, но и врач, принимавший бесплатно огромное количество пациентов, сражавшийся с холерой; общественный деятель, строитель школ.
Большое количество знакомств, события в деревнях и «уездном городе С.» — все это сюжеты чеховских произведений мелиховской поры. За это время им было создано 42 шедевра: пьесы «Дядя Ваня» и «Чайка», рассказы и повести «Палата №6», «Остров Сахалин», «Дом с мезонином», «Моя жизнь», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Мужики» и другие.
Перед отъездом в Крым, куда писатель был вынужден отправиться по состоянию здоровья, Чехов продал имение Мелихово, и после революции оно пришло в запустение. В 1929-м рухнул главный дом. Но окрестные селяне не позволили «герцогству» пропасть окончательно — многие из них все еще хранили благодарные воспоминания о Чеховых. А в конце 1930-х годов было принято решение превратить бывшую усадьбу в музей.
Наверное, никогда не удалось бы русским писателям создать в своих произведениях дух русской провинции, если бы они сами не принадлежали ей: этому особому миру со своей системой ценностей, своим укладом, образом мыслей, нормами поведения.