Сценарий литературной гостиной «Театральная афиша»
Сценарий ведущего литературной гостиной «Театральная афиша»
Оформление: сцена оформлена для постановки мини - пьесы Ольги Дрей «Незабываемые попутчицы», для гостей накрыты чайные столики.
Ведущий: Здравствуйте дорогие гости! Театр знавал разные времена, переживал периоды упадка и повального увлечения сценой, но всегда оставался особым видом искусства. Но привлекает ли театр людей сегодня так, как раньше? Есть ли у него будущее в век новых технологий, когда даже билеты можно купить через интернет. Он изменился, но не стал хуже.
При слове «театр» большинство из нас представляет себе тяжелый занавес, (непременно из красного бархата), зал, замерший в ожидании увертюры, некую торжественность момента. Но вот на сцену выходит актер в современной одежде, начинает говорить, и зритель узнает в его словах монолог гоголевского Хлестакова…
Современный театр совсем не такой, как был раньше. Одной из основных тенденций сегодня становится прочтение классики в новой интерпретации. Ну что же – современное искусство должно идти в ногу со временем. И потом, дело ведь не только во внешнем эффекте. Вспомните Владимира Высоцкого в роли Гамлета. Все, кто приходил на спектакль, замирали, когда он произносил: «Быть или не быть?» И не важно, что в это время Гамлет был одет не в панталоны и длинный камзол, главное — единение зала и сцены, актёра и зрителей. Такие спектакли всегда будут актуальны.
Но постановкой классики репертуар нынешнего театра не исчерпывается. На сцене все чаще можно увидеть спектакли, в основу которых положены произведения наших современников. На смену глубоким философским рассуждениям актеров приходят легкие комедии, новые, иногда довольно провокационные постановки. Иногда они не до конца понятны зрителю, в некоторых из них для усиления действия используются весьма нестандартные подходы, например, ненормативная лексика. Это лишний раз доказывает, что театр — это живой организм, который развивается и ищет своё место в современном мире.
Пожалуй, сегодня в театре можно увидеть, что угодно, кроме классических постановок с традиционными декорациями, привычным глазу и уху актерским самопиаром в ненавязчивой режиссуре. Иллюстративные спектакли давно вышли из моды. Театр мучительно ищет новый язык, самое интересное — то, что поиск этот происходит на наших глазах.В том, что сегодня кипит-шумит драматургический бум, сомнений, кажется, уже нет. Когда молодые литераторы активно пишут пьесы — а не стихи или, скажем, романы; когда эти пьесы сотнями (без преувеличений) выкладываются в Интернете, когда сплошным потоком сменяют друг друга многочисленные фестивали, когда появляются молодые режиссеры, чей почерк складывается под прямым воздействием пьес ровесников (назовем Кирилла Серебренникова, Ольгу Субботину, Владимира Агеева, Александра Галибина); когда возникают целые театры новой драматургии (по крайней мере, «Театр.doc» Михаила Угарова и Елены Греминой и Центр драматургии и режиссуры Михаила Рощина и Алексея Казанцева), — то становится ясно, что дело не только в привлекательности театральных гонораров (сегодня не таких уж, кстати, и больших), а в чем-то еще.
Характерная особенность новой драматургии — компактность текста, его насыщенность. Успеть быстро сказать или прокричать только самое важное и побежать дальше. Сегодня люди стали очень ценить свое время — заставить современного человека 4 часа просидеть в театре — большая роскошь. Поэтому спрессованность, концентрированность текста так важна. Когда захлестывает столько событий, когда человек молод, его взгляд охватывает огромное количество явлений и нигде не может остановиться. Но это не значит, что он не фиксирует и не отражает этих вещей. В короткой пьесе или в спектакле на 1 час можно успеть сказать и сделать очень многое. Время, в которое мы живем, требует не созерцательности, не осмысления, а поступка и действия. В чем современность, острота новых пьес, сформулировать и понять трудно, это ускользающее, то, о чем специально не думаешь, то, чем живешь. Что-то выхваченное из воздуха, энергия, которую авторам удается аккумулировать и передать —с помощью языка, построения текста…
Новая драма
Само определение давно устарело, поскольку родоначальниками новой драмы принято считать Ибсена, Стриндберга и Золя. И все же сегодня, если театральная программка вас предупреждает «осторожно, новая драма», рассчитывать на что-нибудь пронзительно—светлое не приходится. Новая драма автоматически предполагает так называемую «чернуху» и вечные вопросы о смысле жизни. Также вы вполне можете быть уверены, что услышите мат, изящно слетающих с актерских уст. И увидите обнаженное (на худой конец, полуобнаженное) тело. Также новой драме свойственна символисткая сценография, странные костюмы, современное место и время действия. В принципе новой драмой сегодня можно считать спектакли Кирилла Серебренникова (яркий пример — его «старый» спектакль «Изображая жертву»), Константина Богомолова («Ставангер»), Ивана Вырыпаева («Кислород») и других известных и неизвестных режиссеров. Стиля как такового у новой драмы нет. Но всех режиссеров, работающих с ней, объединяет интерес к современности и стремление к «новой искренности». Чтобы проникнуться темой на более простом примере, стоит увидеть спектакль Никиты Кобелева «Любовь людей» (Театр Маяковского). Эта постановка просто-таки наглядное пособие по новой драме. Психологически тяжелый и умный спектакль про любовь в глубинке по пьесе нашего современника Дмитрия Богославского.
Вербатим
«Перевод» этого слова, не-театралам незнакомого, — документальный театр. Жанр вырос из новой драмы. Ключевым моментом для понимания, что это такое, является факт: все спектакли вербатим основаны на реальных монологах или диалогах обычных людей. Иногда они перепроизнесены актерами (как в спектакле Театра.doc «9 месяцев/ 40 недель» — мужчины пересказывают реальные истории из жизни рожавших женщин), иногда нет. Последнее — большая редкость. Яркий пример такой работы — «Акын-опера» все того же Театра.doc. На протяжении сценического времени реальные мигранты из Таджикистана рассказывают публике истории из своей московской жизни. Со всеми вытекающими последствиями: минимум режиссуры, непоставленная речь, интуитивная пластика, предельная приближенность «героев» к зрителю.
Спектакли-перформансы
Перформансом принято называть форму современного искусства в принципе. Чаще всего термин используется в художественной среде. В театре же перформансом (условно!) можно назвать постановки на стыке музыки, драматического слова, модерн-танца и, безусловно, визуальных искусств и мульти-медиа. Более точного названия жанру попросту не придумано. Итак, если вы попали в театр на такой спектакль, то расценивайте его, как зрелище, только без приставки поп. Обязательный смысл (почти всегда философский) предполагает здесь самые навороченные визуальные спецэффекты и неожиданную, иногда полностью компьютерную, сценографию. Постановка Давида Бобе и Кирилла Серебренникова «Метаморфозы» — лучший пример спектакля-перформанса. Этот как раз тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Доведенный до абсолюта театральный перформанс — спектакли Дмитрия Волкострелова по пьесам Павла Пряжко. Идут они в Питере, но на гастролях в столице также бывают часто. Перессказывать их нет никакой надобности. Достаточно будет сказать, что актеров, в них участвующих, мало, они бессюжетны, а иногда и бессловесны. Не так давно в Москве был показана постановка «Я свободен» — на сцене стоял актер и демонстрировал на проекторе некачественные фотографии. На этом всё. И понимайте, как знаете.
Актуализированная классика
Еще один подвид новой драмы. Классику без отступлений сегодня можно видеть, пожалуй, только в Малом театре. В остальных случаях на школьного Пушкина или Чехова рассчитывать не приходится. «Горе от ума» в Школе современной пьесы идет в черно-белом пространстве теней и бумажных особняков, с отсылами к творчеству Бродского и деятельности современного Парламента. В МХТ в репертуаре «завелся» богомоловский «Идеальный муж». Сказать, что это комедия Оскара Уальда значит соврать. Спектакль больше похож на четырехчасовую пародию на современную Россию. На новую буржуазию, на полчища рабсилы из близлежащих республик, на новый язык и стиль поведения в обществе. Прекрасный спектакль Михаила Угарова (отца-основателя новой драмы, кстати) — «Маскарад Маскарад» по Лермонтову. Действующие лица школьной поэмы остались прежними, изменилось время действия.. Суть этой интригующей стилизации в писке нового героя времени. Кто он? Чем живет? Любит ли? И есть ли вообще?
Театр художника
Сам термин ассоциируется с именем Дмитрия Крымова. Сын режиссера Анатолия Эфроса и критика Натальи Крымовой, он окончил постановочный факультет Школы-Студии МХАТ. И первоначально числился в художниках. Потом как-то вдруг переквалифицировался в режиссеры. Главное, что создал Крымов — театр на стыке драмы и живописи. По своей сути это грандиозные инсталляции в театральной упаковке, эдакие постмодернисткие высказывания с изрядной долей дуракаваляния. Так что, если вы приобретаете билет, скажем, на Лермонтова по версии Крымова, будьте готовы к тому, что текст не будет произнесен вовсе, или будет, но урывками. Зато ошеломляющие визуальные метафоры гарантированы. В спектакле «Демон. Вид сверху» артисты (и по совместительству художники) рисуют на огромных ватманах прямо на сцене. А еще здесь спускают с колосников черное тряпье (демона) и слушают звуки дождя и воды. Сегодня Крымов руководит собственной Лабораторией в школе драматического искусства. Каждый его спектакль становится событием. А самый новый «Как вам это понравится...» успел завоевать престижную премию на Эдинбургском фестивале.
Хореографические спектакли
Если вы думаете, что мы про балет или современный танец, то ошибаетесь. Сегодня в театре можно увидеть нечто куда более оригинальное. К примеру, как драматические артисты в буквальном смысле вытанцовывают текст Толстого или Лопе де Вега. И, кстати, у них это весьма достойно получается. Классическая хореография с элементами contemporary dance и пантомимы рождает новые смыслы как раз потому, что ее «примеряют» на себя актеры, приученные играть сердцем. Драматическими талантами балетные артисты зачастую не обладают, а «техника» в сухом остатке не всегда дает нужный результат. В «непрофессиональных» же балетных спектаклях как раз наоборот. Ярчайший пример удачной постановки такого типа — «Анна Каренина» хореографа из Литвы Анжелики Холиной. Страницы знаменитого романа разложены на ноты и па. Великолепны костюмы и безупречно стильная сценография. Все это гарантии успеха у публики. А сомнительный жанровый статус здесь совершенно не при чем.
Ведущий: Наш читательский театр «Книга на сцене» сегодня с удовольствием продемонстрирует для вас мини-пьесу О. Дрей «Незабываемые попутчицы».
Дрей Ольгародилась в Белгороде. В 1998 г. участвовала в областном телевизионном детском конкурсе «Белгородские жемчужинки» с чтецким номером. В 1998 г. поступила в Белгородский государственный колледж культуры и искусств на режиссёрское отделение. В 2001-2005 была неофициальным помощником на курсах мастера Н. Павленко. В 2003 г. организовала Молодёжную театральную студию «Дежа вю», где была руководителем и преподавателем актёрского мастерства, сценической речи, сценического движения и основ танца. В 2004 г. была приглашена на должность звукорежиссёра театра «Новая сцена» Белгородского Государственного Института Культуры и Искусств (БелГИК). С 2003 г. стала писать юмористические сценки и мини-пьесы. Имеет около сорока публикаций: в журналах «КлуБ», «Чем развлечь гостей», «ПедСовет», «Последний звонок», «Школьные игры и конкурсы», из литературных изданий – в «Юности». В 2015 г. юмористические мини-пьесы вошли в длинный список конкурса «Северная звезда».
(Выступление театра)
Ведущий : «Я решила пошевелиться, лишь когда крики моих «безопасных» попутчиц унеслись вместе с ними достаточно далеко. Стараясь не расслабляться, чтоб не сглазить, я взяла свои сумки и влилась в мерно покачивающуюся вереницу пассажиров. Каким родными и милыми показались мне теперь соседи по вагону. Все пьяницы с одуревшими глазами, отслужившие солдаты, которые поначалу рвались перезнакомиться со всеми девушками, хмурые личности с тюремными татуировками и наглые надменные дамы – все превратились в тихое дружелюбное сообщество, объединившееся благодаря страху перед рьяной правдолюбкой , готовой ради своей цели на любые неординарные поступки.
Осталось только неясно, добралась ли она со своей пальмой и секретным доносом до президента. Хотя, я думаю, такая дама не перед чем не остановится и сходу снесёт всякую охрану и любые преграды, вставшие на её пути.»
Ведущий: Быть или не быть… И это не может не радовать. Значит ему не страшны никакие перемены, время над ним не властно. И всегда найдутся люди, которые любят ходить в театр. И не потому, что это весьма престижно, а потому, что им это нравится.
Что дает нам театр? Атмосферу праздника, торжественность обстановки, несравнимо большие эмоции, чем кинопросмотр. Зритель становится участником событий, а не посторонним наблюдателем. К тому же в театре есть то, что нет на ТВ и в кино — искренность. Ведь это — не съёмка или запись, здесь актёры играют вживую, и каждое выступление на сцене как первое. Они переносятся в разные эпохи, играют непохожих друг на друга людей и делают это так, что не сопереживать им просто невозможно. Именно за это их и любят, награждают овациями и признанием.
Как и 20-30 лет назад, люди идут за артистами, за режиссерами. А ещё — за мыслями и чувствами, за пищей для размышлений. Ведь современный театр старается быть не только простым развлечением, он стараеться донести до зрителей такие проблемы современности, как безразличие, одиночество. Режиссеры и актеры хотят заставить людей задуматься о себе, своей жизни, об окружающих. За рутиной ежедневных дел у людей просто не остается времени на это. А постановки, особенно классические — помогают взглянуть на вещи под другим углом, сквозь призму времени, ведь многие вопросы и проблемы тех времен актуальны и по сей день.
Иными словами, театр будет интересен всегда. Не смотря на экономическую ситуацию, постоянную занятость и темп жизни, люди все равно будут находить время для его посещения. Хотя бы для того, чтобы, переступив порог театра, уйти от своих проблем и насладиться прекрасным миром искусства.
Перейдите по ссылке, чтобы посмотреть фотографии мероприятия