«Сатиры смелый властелин»
27(15) января этого года исполняется 195 лет со дня рождения русского писателя-реалиста, автора острых сатирических произведений, критика, журналиста, государственного чиновника XIX в. Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826 – 1889).
М.Е.Щедрина мы помним из обязательного школьного курса как автора сказок "Как мужик двух генералов прокормил", "Премудрый пескарь" ,романа "Господа Головлевы" и некоторых других произведений. Между тем, Салтыкова-Щедрин – не просто сказочник, а писатель-сатирик с мировым именем. Творчество М.Салтыкова-Щедрина можно назвать критической энциклопедией русской жизни, которая и сегодня не утратила своей актуальности. «Никто не карал наших общественных пороков словом, более горьким, не выставлял перед нами наших общественных язв с большею беспощадностью», чем М.Салтыков-Щедрин-писал критик и демократ Н.Г.Чернышевский.
Родился будущий сатирик 27 января 1826 г. в селе Спас-Угол Тверской губернии, сейчас Московская область, в обедневшей семье Евграфа Васильевича Салтыкова, потомственного дворянина и коллежского советника и Ольги Михайловны Забелиной. Был шестым ребенком в семье. Мать, из веселой девушки, со временем превратившаяся во властную хозяйку поместья, делила детей на любимчиков и постылых. Строжайшая экономия, родительские скандалы и ругань, жестокое обращение с крепостными – таков был мир его детства, нашедший отражение в его характере и произведениях.(роман «Пошехонская старина»).
Получил блестящее домашнее образование, знал французский и немецкий языки. В 10 лет Михаил Салтыков(псевдоним-Николай Щедрин) поступил в 3 класс Московского дворянского институт, где продемонстрировал хорошие успехи в учебе. Оттуда через два года (1838 г.) за отличную учёбу переведён в Царскосельский лицей, где готовили высших государственных чиновников. В лицее за выдающиеся успехи в учебе был переведен на обучение за государственный счет.
Оба учебных заведения выпускали элиту русского общества. Это были лучшее прогрессивные заведения, где обучались в разное время многие знаменитые писатели и поэты, среди которых: Василий Андреевич Жуковский, Александр Сергеевич Грибоедов, Григорий Петрович Данилевский, Михаил Юрьевич Лермонтов.(Московский институт). Выпускниками лицея были Александр Пушкин, князь Михаил Оболенский, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Пущин. Но у нелюдимого Михаила .Салтыкова в лицее не появилось близких друзей, да х орошим поведением и характером не отличался, сказалось тяжелая атмосфера семьи: был неуживчивым, сквернословил, часто сидел в карцере за разные нарушения. Однокашники называли его "сумрачным лицеистом".
Такое поведение не осталось незамеченным: выпускник лицея Михаил Салтыков получил всего лишь 10 чин коллежского секретаря ( как и А.Пушкин), хотя за успехи в учебе ему светил ранг повыше - титулярного советника.
В лицее проявились его литературные и поэтические способности.В подражание предшественникам (и А. Пушкину), начал писать «вольнодумные» стихи, высмеивающие окружающие недостатки. Стихи были слабые, и Михаил перестал заниматься поэзией. В будущем не любил, когда ему напоминали о поэтических опытах юности.
По окончании лицея Михаил служил в канцелярии военного министерства, принимал активное участие в литературно – общественной жизни столицы. Увлекся сочинениями французских социалистов Токвиля, Вивьена, Шерюеля, Беккари. Публиковался в журнале «Отечественные записки», который в то время находился под негласной политической цензурой и считался идейно вредным.
Темы, поднятые революционерами, нашли отражение в первых повестях «Запутанное дело» и «Противоречия», вызвавшие гнев властей, и его едва не постигла участь Ф.Достоевского. По решению надзорной комиссии Салтыкова в апреле 1848 года за вольнодумство выслали в Вятку, где он получил должность старшего чиновника по особым поручениям при губернаторе, а через некоторое время — советника губернского правления. В ссылке, помимо служебных дел, Михаил изучал историю страны, переводил сочинения европейских классиков, много ездил и общался с народом. Накопленный опыт и материалы, которые автор собрал в наблюдениях за повседневной жизнью общества, помогли писателю творить с еще большим желанием. По возвращении из ссылки Салтыков переработал опыт общения с чиновниками русской глубинки и под псевдонимом Николай Щедрин опубликовал цикл рассказов «Губернские очерки», воссоздав характерные типажи жителей России. Сочинения ждал большой успех, имя автора, впоследствии написавшего немало книг, в первую очередь будут связывать с «Очерками», исследователи творчества писателя назовут их знаковым этапом в развитии русской литературы.
Ссылка в Вятку стала также поворотным моментом в личной жизни Салтыкова-Щедрина: он познакомился со своей будущей женой Е.А.Болтиной, с которой прожил 33 года.
Вернувшись в Петербург, писатель возобновил литературную деятельность, одновременно работая в Министерстве внутренних дел и участвуя в подготовке крестьянской реформы.
В 1858—1862 гг. назначался вице-губернатором Рязани и Твери. В последние годы занимал должность управляющего казенной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани. Параллельно со службой, писал и печатался в журналах «Русский вестник», «Современник», «Библиотека для чтения».
По свидетельствам современников, должностным лицом он был добропорядочным, неподкупным, ревностным. Но его непримиримость, жесткость и негибкость, некоторый цинизм и колкость нрава, нежелание приспосабливаться к руководителям и сложившейся ситуации, стали причиной ухода с государственной службы.
Покинув госслужбу, работал редактором в журнал «Современник». А после смерти Николая Некрасова занимал пост ответственного редактора журнала «Отечественных записок». В 1884 г. в совместном решении министерства внутренних дел, юстиции и народного просвещения издание было признано распространителем вредных идей, а сотрудники редакции – членами тайного общества. По решению правительства популярные и демократические «Отечественные записки» были закрыты. М.Е. Салтыков-Щедрин воспринял это как личную жизненную катастрофу. Это сильно подорвало здоровье немолодого писателя, душевная рана, нанесенная запрещением издания, в которое было вложено столько сил и сердца, не зажила до его смерти.
Умер Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 28 апреля 1889 г. в возрасте 63 лет. Согласно его просьбе, похоронили рядом с могилой Ивана Тургенева на Волковском кладбище.
Биография Салтыкова-Щедрина — яркий пример самоотверженного беззаветного служения обществу. Он поставил перед собою головокружительно смелую цель – создать обобщенный образ России, в котором синтезируются вековые слабости национальной истории, достойные сатирического освещения, коренные пороки государственной и общественной жизни. Салтыков-Щедрин сыграл огромную роль как в истории русской литературы, так и в общественном развитии России. Талантливый публицист, сатирик, художник, блестящий мастер острого слова, Салтыков-Щедрин создавал прекрасные работы в жанре обличительной сатиры и реализма, старался в своих произведениях направить внимание русского общества на главные проблемы того времени. Его «Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши», «Пошехонская старина, «Сказки» клеймят воровство и взяточничество чиновников, жестокость помещиков, самодурство начальников. В романе «Господа Головлёвы» автор изобразил духовную и физическую деградацию дворянства второй половины XIX в. В «Истории одного города», считающейся вершиной его творчества, сатирически показал взаимоотношения народа, и власти, поднялся до критики правительственных верхов России. Народ здесь показан как слепо подчиняющаяся, готовая все стерпеть серая масса, способная действовать решительно, только оказавшись на краю гибели.
В последние годы жизни сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске, более желчного писателя история русской литературы не знала: сатирой пронизано всё, что сочинил этот плодовитый и трудолюбивый автор. Он писал об одичании людей, о том, как в душе человеческой порок побеждает ростки здравого смысла, живописал не только пороки «феодальной» России, он со скепсисом оценивал и перспективы «развития капитализма», высмеивал и психологию раба, и рефлексии хищников - хозяев жизни.
Салтыков-Щедрин довёл до совершенства «эзопов язык». Он весь - в иносказаниях, в иронии, подчас - утонченной, глубоко зашифрованной, а иногда - хлёсткой и грубоватой. Гротеск и фантастика у сатирика не искажают действительности, они лишь доводят до парадокса её качества. Художественное преувеличение действует подобно увеличительному стеклу: делает тайное явным, обнажает скрытую от невооруженного глаза суть вещей, реально существующее зло. С помощью гротеска и фантастики писатель ставит диагноз социальным болезням, которые существуют в зародыше и еще не развернули всех возможностей и «готовностей», в них заключенных. Доводя эти «готовности» до логического конца, до размеров общественной эпидемии, сатирик выступает в роли провидца, вступая в область предвидений и предчувствий.
Он надеялся перестроить мировоззрение, привить здравый смысл - если не современникам, то потомкам.
Среди классиков русского критического реализма XIX века М.Е.Салтыков-Щедрин занимает место исключительного художника слова в области социально-политической сатиры. Не было во второй половине XIX века и в мировой литературе сатирика, равного по масштабу Салтыкову-Щедрину. Его сатира включает в себя изображение действительности в формах самой жизни, глубокий психологизм, тонкость анализа внутреннего мира человека и одновременно гротескность, деформацию привычных пропорций, «кукольность» персонажей, заострение и фантастичность сюжетов, пародийность и переосмысление ситуаций. Иносказания, «эзоповская манера» письма были не только прикрытием от цензуры; они оказывались эффективным средством сатирического изображения жизни, позволяя подойти к тем или иным явлениям с неожиданной стороны и остроумно осветить их.
М. Е. Салтыков-Щедрин сегодня по праву занимает почетное место в блестящей плеяде замечательных сатириков, составляющих славу мировой культуры, таких как Рабле, Свифт, Вольтер.