Версия для слабовидящих · Основной дизайн
Муниципальное казенное учреждение культуры

14 августа праздновали Медовый Спас, 19 августа – Яблочный Спас и 29 августа – отводилось для Орехового, или Хлебного Спаса. Все эти три праздника перемежаются в течение Успенского поста.

 В череде августовских Спасов Медовый занимает первое место, открывая череду сбора урожая и встречу осени. Этот праздник приходится на 14 августа и совпадает с началом двухнедельного Успенского поста, который длится до третьего Орехового спаса. История этого праздника уходит вглубь веков и достойна освещения.

Это – первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, Спасителю Нашему Иисусу Христу, как бы связующих весь Успенский Пост. Установлен он по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого Благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году.

       Первый Спас празднуют 14 августа, и имеет он несколько  названий:  Спас на воде, мокрый, или  медовый Спас. В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются. Мак связан с поминовением мучеников Маккавеев, которые отдали жизни за Русь. В 988 году, 14 августа, или  1 августа по  старому стилю, произошло Крещение Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы  смыть грехи и быть  здоровее.
Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Традиционно с этого дня на Руси начиналась откачка меда. Считалось, что пчелы перестают носить взятки с цветов. Владельцы ульев выламывали первые соты и приносили их на освящение в церковь.

В этот день традиционным угощением были пироги с медом и пшенной кашей. Также было принято печь блины. Существовал целый купеческий обряд: свернутый в квадрат блин купец должен был есть, откусывая по уголку в каждом из углов своей лавки. Это сулило успех в делах и хорошую прибыль на целый год.

Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.
Первый Спас - медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он - один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца. Часть меда обязательно оставлялась в церкви; часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.

Спас второй – Яблочный - отмечается 19 августа и называется Преображением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В Евангелии рассказывается, что в этот день Иисус Христос с двумя учениками поднялся для молитвы на гору Фавор. Там Господь преобразился: его одежды стали белыми, от лица и рук начало исходить сияние. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников. С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое-это цвет Преображения.

Иногда второй Спас называют Яблочным, поскольку с середины августа начинается интенсивный сбор яблок и овощей. Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса - до тех пор собирать можно только падалицу, а очень верующие люди совсем не едят яблок до этого дня. «На второй Спас и нищий яблочко съест».

Третий Спас отмечается 29 августа - в день нерукотворного образа Спасителя. В Евангелии написано, что во время пути на Голгофу Иисус Христос остановился передохнуть. Какая-то женщина дала ему убрус, полотенце, чтобы утереть пот. Когда Христос снял ткань с лица, то на полотенце отпечатался его лик. Событие отразилось в народном названии праздника, получившем название «Спас на полотне».

В земледельческом календаре третий Спас называли Хлебным, поскольку в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая. А в народе третий Спас прозвали еще и Ореховым, потому что в этот день поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях).С 29 августа разрешено было есть орехи этого года, предлагая православным верующим насладиться орехами и угощением из них. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.

 

Православные Спасы в жизни народной и литературе

 

Любил русский народ Спасы! Август… запах меда и яблок, вдох полной грудью, надежда на лучшее, звон колоколов, явление Божественного величия в природе и в душе. Все это вдохновляло на народное творчество, а русских писателей на особенные произведения.

«После Медового Спаса лето навстречу осени вприпрыжку бежит»

«Когда лето погожим бывает, мед в ульях прибывает»

«Какой второй Спас, такой и январь»

«Каков день на Второй Спас, таков и Покров»

«Пришёл второй Спас, бери рукавицы про запас»

«Будет пчела на цветке – будет и яблоко на столе»

«Яблоки среди фруктов все равно, что картошка среди овощей»

«Третий Спас хлеба припас»

«Хорош Третий Спас – зимой будет квас»

Вспомните, как много русских сказок так или иначе связанных с медом: «Лиса и медведь», «Как дьякона медом угощали», «Репа и мед», «Лиса-повитуха». Многие старые сказки заканчиваются словами: «Мед, пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

А яблокам в сказках было свойственно волшебство. Сразу в памяти всплывает сказка «Гуси-лебеди». Помните, как яблоня прятала девочку и мальчика от гусей – лебедей Бабы Яги. В сказке «Хаврошечка» выросла волшебная яблоня с наливными яблочками, которая помогла героине удачно выйти замуж и уйти от злобной мачехи. В сказке «О серебряном блюдечке и наливном яблочке» яблоко выступает в роли ясновидящего, катясь по серебряному блюдечку, показывало оно города и деревни, горы и поля, реки и моря, предсказывало судьбу главной героине, давало советы и ответы на вопросы. Спасают волшебные яблоки героев сказок и от различных наговоров и болезней. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» - там яблоки молодильные и наливные, целебные и золотые, яблоки мудрости, да и просто – волшебные…

Стихи о Преображении Господнем и августовских праздниках писали Сергей Есенин «Преображение», Александр Блок «Преображение», Борис Пастернак «Август», Иван Мятлев «Наш Спаситель…», Белла Ахмадулина «Приходит время упаданью яблок»…

Я вспомнил, по какому поводу

Слегка увлажнена подушка.

Мне снилось, что ко мне на проводы

Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,

Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня

Шестое августа по старому,

Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная, как знаменье,

К себе приковывает взоры…

«Август» Б. Пастернак

 

У Ивана Бунина есть рассказ «Антоновские яблоки» - размышление о судьбе поместного дворянства. Все воспоминания рассказчика связаны с запахом антоновских яблок, ведь запахи и формы которых постоянно вызывают ассоциации с ароматом самой жизни. Рассказ пронизан острым ароматом яблок и другими запахами — земли, крестьянской жизни, быта, труда, тонким ароматом опавшей листвы, запахом меда и осенней свежести, ржаным ароматом новой соломы и мякины, запахом костра, грибной сырости, «запахом озябшего за ночь сада». Целый букет – острый и многообразный — запахов жизни. Герой все время вспоминает о прошлом, вспоминает запомнившиеся ему запахи: «Войдешь в дом и, прежде всего, услышишь запах яблок, а потом уже другие…» 

Прекрасный русский писатель Иван Шмелев в произведении «Лето Господне» описывает освящение яблок в церкви через восприятие ребенка:

«Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки — зелено-золотистый, мягкий… Золотое и голубое утро в холодочке. В церкви — не протолкаться. Проплывают над головами узелочки — все яблочки, просвирки, яблоки. В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть Преображение».


Прочитали: 67 раз и ответили 0 раз

Введите сообщение*:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера

Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


© 2013-2019 abinlib.ru
Design by wasp
Главная Статистика Обратная связь