«Между медовым и яблочным Спасом август прольёт благодать…»
Август не зря называют месяцем трех религиозных праздников. Дело в том, что именно в последний месяц лета на Руси всегда отмечался великий Спас...
14 августа праздновали Медовый Спас, 19 августа – Яблочный Спас и 29 августа – отводилось для Орехового, или Хлебного Спаса. Все эти три праздника перемежаются в течение Успенского поста.
В череде августовских Спасов Медовый занимает первое место, открывая череду сбора урожая и встречу осени. Этот праздник приходится на 14 августа и совпадает с началом двухнедельного Успенского поста, который длится до третьего Орехового спаса. История этого праздника уходит вглубь веков и достойна освещения.
Это – первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, Спасителю Нашему Иисусу Христу, как бы связующих весь Успенский Пост. Установлен он по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого Благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году.
Первый Спас празднуют 14 августа, и имеет он несколько названий: Спас на воде, мокрый, или медовый Спас. В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются. Мак связан с поминовением мучеников Маккавеев, которые отдали жизни за Русь. В 988 году, 14 августа, или 1 августа по старому стилю, произошло Крещение Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее.
Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Традиционно с этого дня на Руси начиналась откачка меда. Считалось, что пчелы перестают носить взятки с цветов. Владельцы ульев выламывали первые соты и приносили их на освящение в церковь.
В этот день традиционным угощением были пироги с медом и пшенной кашей. Также было принято печь блины. Существовал целый купеческий обряд: свернутый в квадрат блин купец должен был есть, откусывая по уголку в каждом из углов своей лавки. Это сулило успех в делах и хорошую прибыль на целый год.
Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.
Первый Спас - медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он - один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца. Часть меда обязательно оставлялась в церкви; часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.
Спас второй – Яблочный - отмечается 19 августа и называется Преображением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
В Евангелии рассказывается, что в этот день Иисус Христос с двумя учениками поднялся для молитвы на гору Фавор. Там Господь преобразился: его одежды стали белыми, от лица и рук начало исходить сияние. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников. С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое-это цвет Преображения.
Иногда второй Спас называют Яблочным, поскольку с середины августа начинается интенсивный сбор яблок и овощей. Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса - до тех пор собирать можно только падалицу, а очень верующие люди совсем не едят яблок до этого дня. «На второй Спас и нищий яблочко съест».
Третий Спас отмечается 29 августа - в день нерукотворного образа Спасителя. В Евангелии написано, что во время пути на Голгофу Иисус Христос остановился передохнуть. Какая-то женщина дала ему убрус, полотенце, чтобы утереть пот. Когда Христос снял ткань с лица, то на полотенце отпечатался его лик. Событие отразилось в народном названии праздника, получившем название «Спас на полотне».
В земледельческом календаре третий Спас называли Хлебным, поскольку в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая. А в народе третий Спас прозвали еще и Ореховым, потому что в этот день поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях).С 29 августа разрешено было есть орехи этого года, предлагая православным верующим насладиться орехами и угощением из них. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.
Православные Спасы в жизни народной и литературе
Любил русский народ Спасы! Август… запах меда и яблок, вдох полной грудью, надежда на лучшее, звон колоколов, явление Божественного величия в природе и в душе. Все это вдохновляло на народное творчество, а русских писателей на особенные произведения.
«После Медового Спаса лето навстречу осени вприпрыжку бежит»
«Когда лето погожим бывает, мед в ульях прибывает»
«Какой второй Спас, такой и январь»
«Каков день на Второй Спас, таков и Покров»
«Пришёл второй Спас, бери рукавицы про запас»
«Будет пчела на цветке – будет и яблоко на столе»
«Яблоки среди фруктов все равно, что картошка среди овощей»
«Третий Спас хлеба припас»
«Хорош Третий Спас – зимой будет квас»
Вспомните, как много русских сказок так или иначе связанных с медом: «Лиса и медведь», «Как дьякона медом угощали», «Репа и мед», «Лиса-повитуха». Многие старые сказки заканчиваются словами: «Мед, пиво пил, по усам текло, в рот не попало».
А яблокам в сказках было свойственно волшебство. Сразу в памяти всплывает сказка «Гуси-лебеди». Помните, как яблоня прятала девочку и мальчика от гусей – лебедей Бабы Яги. В сказке «Хаврошечка» выросла волшебная яблоня с наливными яблочками, которая помогла героине удачно выйти замуж и уйти от злобной мачехи. В сказке «О серебряном блюдечке и наливном яблочке» яблоко выступает в роли ясновидящего, катясь по серебряному блюдечку, показывало оно города и деревни, горы и поля, реки и моря, предсказывало судьбу главной героине, давало советы и ответы на вопросы. Спасают волшебные яблоки героев сказок и от различных наговоров и болезней. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» - там яблоки молодильные и наливные, целебные и золотые, яблоки мудрости, да и просто – волшебные…
Стихи о Преображении Господнем и августовских праздниках писали Сергей Есенин «Преображение», Александр Блок «Преображение», Борис Пастернак «Август», Иван Мятлев «Наш Спаситель…», Белла Ахмадулина «Приходит время упаданью яблок»…
…Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры…
«Август» Б. Пастернак
У Ивана Бунина есть рассказ «Антоновские яблоки» - размышление о судьбе поместного дворянства. Все воспоминания рассказчика связаны с запахом антоновских яблок, ведь запахи и формы которых постоянно вызывают ассоциации с ароматом самой жизни. Рассказ пронизан острым ароматом яблок и другими запахами — земли, крестьянской жизни, быта, труда, тонким ароматом опавшей листвы, запахом меда и осенней свежести, ржаным ароматом новой соломы и мякины, запахом костра, грибной сырости, «запахом озябшего за ночь сада». Целый букет – острый и многообразный — запахов жизни. Герой все время вспоминает о прошлом, вспоминает запомнившиеся ему запахи: «Войдешь в дом и, прежде всего, услышишь запах яблок, а потом уже другие…»
Прекрасный русский писатель Иван Шмелев в произведении «Лето Господне» описывает освящение яблок в церкви через восприятие ребенка:
«Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки — зелено-золотистый, мягкий… Золотое и голубое утро в холодочке. В церкви — не протолкаться. Проплывают над головами узелочки — все яблочки, просвирки, яблоки. В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть Преображение».